Богоматерь Страстная
Первая треть XVIII века
Размер - 144,5 x 78
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - АРХ ДР-38
Поступило из Музейного фонда Московского отдела народного образования. 1930
На иконе изображена Богоматерь, держащая Младенца на левой руке. Христос обеими руками схватился за большой палец правой руки Марии и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов на фоне. Ножки Младенца Христа обнажены, с правой соскальзывает развязавшаяся сандалия. На нижнем поле иконы в два столбца расположены двенадцатистрочные стихи. В стихах говорится о пророчестве Симеона Богоприимца и предстоящих страданиях Христа. Стихи заканчиваются молитвой о Москве, именуемой «Царствующий сей град».
Иконография Богоматери «Страстной» сложилась к середине XV века под влиянием установленного в 1423 году римско-католической церковью дня памяти «Скорбей Божией Матери» и восходит к созданному в 1451 году знаменитым критским мастером Андреасом Рицосом образу «Madonna della Passion» из церкви святителя Николая в Бари. На аналогичной иконе Богоматери Андреаса Рицоса из галереи в Парме помещена надпись: «Ангел, некогда возвестивший Пречистой “радуйся”, ныне предсказует символы страсти; Христос же, облекшись в смертное тело, испугавшись участи, созерцает страшные орудия». Иконы Богоматери «Страстной» были широко распространены в итало-греческом мире во второй половине XV – XVI веке. В России почитание образа «Богоматерь Страстная» начинается в XVII веке. Икона из Третьяковской галереи – близкое повторение чудотворного образа, обретенного, согласно рукописным источникам конца XVII столетия, в Нижнем Новгороде в 1641 году и в том же году перенесенного в Москву.