На иконе изображена Богоматерь, держащая Младенца на левой руке. Христос обеими руками схватился за большой палец правой руки Марии и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов на фоне. Ножки Младенца Христа обнажены, с правой соскальзывает развязавшаяся сандалия. На нижнем поле иконы в два столбца расположены двенадцатистрочные стихи. В стихах говорится о пророчестве Симеона Богоприимца и предстоящих страданиях Христа. Стихи заканчиваются молитвой о Москве, именуемой «Царствующий сей град».
Иконография Богоматери «Страстной» сложилась к середине XV века под влиянием установленного в 1423 году римско-католической церковью дня памяти «Скорбей Божией Матери» и восходит к созданному в 1451 году знаменитым критским мастером Андреасом Рицосом образу «Madonna della Passion» из церкви святителя Николая в Бари. На аналогичной иконе Богоматери Андреаса Рицоса из галереи в Парме помещена надпись: «Ангел, некогда возвестивший Пречистой “радуйся”, ныне предсказует символы страсти; Христос же, облекшись в смертное тело, испугавшись участи, созерцает страшные орудия». Иконы Богоматери «Страстной» были широко распространены в итало-греческом мире во второй половине XV – XVI веке. В России почитание образа «Богоматерь Страстная» начинается в XVII веке. Икона из Третьяковской галереи – близкое повторение чудотворного образа, обретенного, согласно рукописным источникам конца XVII столетия, в Нижнем Новгороде в 1641 году и в том же году перенесенного в Москву.