Жизнь превыше всего
Патрон шедевра
Брускин Григорий (род. 1945)
Жизнь превыше всего
1998-1999
Размер - 340 x 504
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-109/1-32
Дар автора. 2010
В 1988 году в Москве состоялся аукцион Sotheby's – первое громкое событие в СССР, открывшее для западных коллекционеров и прессы современное русское искусство. Сенсацией аукциона стала продажа картины Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» за 242 тысячи фунтов стерлингов – сумму, в несколько десятков раз превышающую начальную. Брускин представил своего рода собирательный образ страны – каталог символов и знаков советской эпохи, которые держат в руках персонажи, уподобленные гипсовым статуям. Эта была одна из первых «коллекций» Гриши Брускина, которая вскоре после окончания существования СССР приобрела статус исторической.
В 1999 году Брускин был приглашен как один из художников, представляющих страны-победительницы во Второй мировой войне, создать произведение для реконструированного после воссоединения Германии здания Рейхстага. Результатом этого проекта стал триптих, состоящий из 115 картин, – «Жизнь превыше всего». Названием этого монументального панно Брускина послужил парафраз строки из «Песни немцев» Гофмана фон Фаллерслебена на музыку Йозефа Гайдна («Германия превыше всего»), части которой в разное время становились гимном Германии. Вариант работы Брускина находится в собрании Третьяковской галереи. Она представляет собой тридцать два холста с изображением белых фигур, держащих цветные атрибуты-знаки, иногда сопровождаемые подписями или цитатами. Так, образ пограничника комментирует фраза Николая Островского: «Жизнь дается человеку только раз, и ее надо прожить так, чтобы…»; грузин несет герб Грузинской ССР; учительница – портрет Ленина; заключенный изображен с надписью «На свободу с чистой совестью»; художник держит кисть и модель собора Василия Блаженного; генерал – ордена; пограничник – полосатый столб и т.д.
Уже в ранних работах 1970-х годов художник вдохновлялся образцами массовой скульптуры – статуями гипсовых пионеров и комсомольцев, солдат, атлетов, рабочих, наводнявшими общественные пространства Советского Союза – от парков и площадей до дворов жилых домов. Эти скульптуры, слегка руинированные, но старательно подновлявшиеся, напоминали идеальные образы Древней Греции и Рима, возрождали миф о якобы беломраморной Античности, на который ориентировались тоталитарные культуры.
Панно «Жизнь превыше всего» – показательный пример того, как Брускин производит анализ машины советской идеологической пропаганды, деконструирует ее, разлагая на отдельные элементы и приемы, составляя словарь визуальных лейтмотивов – своеобразную гротескную азбуку. Рефлексия на тему перепроизводства идеологии, использование визуальных штампов прошлого и ироническое их переосмысление – всё это позволяет охарактеризовать искусство Брускина как своеобразную интерпретацию концепции соц-арта, разработанной Виталием Комаром и Александром Меламидом в начале 1970-х годов. В то же время его работы несут в себе оттенок ностальгии по исчезнувшей империи, отсылая к извечной теме поэтизации руин и археологии культуры.