Иванов Сергей (1830-1903)
Христос и Иуда
1883
Размер - 51 x 26 x 24
Материал - воск
Инвентарный номер - Инв.6099
Приобретено у Н.А. Шестакова, внука скульптора. 1926
Во второй половине XIX века в Москве сформировалась школа, положившая начало новой национальной русской скульптурной традиции и предложившая собственные художественные идеи. Связана она со скульптурным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества и ее блестящими педагогами – Н.А. Рамазановым, С.И. Ивановым и С.М. Волнухиным. Наиболее глубокие основы школы заложил Сергей Иванов – первый скульптор «московского происхождения». На протяжении 25 лет он руководил скульптурным классом, пытаясь отыскать пластический смысл в самой природе, не корректируя ее по классическим образцам.
Небольшая группа «Христос и Иуда» занимала в творчестве Иванова важное место. Скульптор переделывал ее в течение 10 лет, придавая этой работе особое значение, пытаясь нащупать дальнейшие пути развития пластических искусств. В этом этюде уже преодолена псевдоантичная классика и проглядывает момент архаизации и обобщения форм. Путь ухода от натурализма Иванов видел в специфическом характере построения скульптуры. Особая художественная роль отведена и фактуре, которая уже отличается от классицистического канона. В основе композиции лежат точно взвешенные массы, а их взаимодействие составляет формальное эстетическое содержание вещи. Преимущественное внимание к основным массам и отношение к деталям как подчиненным элементам отличало всех скульпторов, обучавшихся в Училище живописи, ваяния и зодчества. Группа «Христос и Иуда» скомпонована так, что обе фигуры с любой точки обзора читаются целиком, не заслоняя друг друга. Эти поиски и находки в дальнейшем были продолжены и закреплены в творчестве учеников С.И. Иванова – С.М. Волнухина, А.С. Голубкиной, С.Т. Конёнкова.

другие работы автора