Ладюрнер Адольф (1798-1855)
Торжественное собрание Академии художеств в 1839 году
1840
Размер - 89 x 71,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.182
Приобретено П.М.Третьяковым у А.-Ф.Фельтена. 1884
На картине Ладюрнера изображен Екатерининский зал Императорской Академии художеств, сохранившийся до наших дней. Здесь проходили публичные собрания Академии. На них зачитывался ежегодный отчет с перечнем основных работ ее членов, присуждались звания художникам. На собрании Академии в сентябре 1839 года присутствовал и сам академик Ладюрнер. Он был любимым художником императора и прославился документальностью своих батальных сцен и изображений парадов.
Совет Академии художеств предложил Ладюнеру написать картину, изображающую прошедшее за два месяца до заказа публичное собрание, на звание профессора 3-й степени. В 1840 году художник представил картину Совету, посчитавшему ее неоконченной. В результате Ладюрнер получил искомое звание за известные работы «по части баталической».
На картине монотонность темных мундиров и казенного духа мероприятия оживляется статуей Екатерины II работы Самуила Гальберга и лепным декором зала. Двуглавый орел кажется свободно парящим под купольным сводом святилища муз. Полукруглым завершением изображенная сцена напоминает алтарную картину. Этим приемом художник подчеркивает сакральное значение происходящего.
Круг собравшихся невелик. Многие из них узнаваемы. На первом плане – выступающий с речью конференц-секретарь Академии Василий Григорович. Во главе стола помещена маленькая фигура президента Академии – председателя собрания Алексея Оленина. Особенное внимание привлекают тучный седовласый баснописец Иван Крылов – почетный член Академии, а также картинно позирующий «златокудрый Аполлон» Карл Брюллов в левой части полотна.
Впоследствии картина находилась в собрании художника и коллекционера Н.Д. Быкова, окончившего Академию в 1835 году и служившего здесь в молодости надзирателем казенных учеников. Он, вероятно, помнил своих учителей и знакомых, изображенных Ладюрнером. Полотно является уникальным свидетельством деятельности Академии художеств и типичным примером официозного искусства эпохи Николая I.