Владимир Осипович Шервуд более известен как архитектор, автор проекта здания Исторического музея и часовни-памятника героям Плевны в Москве, нежели в качестве живописца. Художник был потомком древнего английского рода. Его дед, механик Вильям Шервуд из Кента, приехал в числе иностранных специалистов, приглашенных Павлом I в 1800 году для строительства каналов. Фамилия Шервуд происходит от названия Шервудского леса в графстве Ноттингем, она встречается в церковных книгах с 1086 года. В.О. Шервуд стоит во главе художественной династии. Он отец архитекторов С.В. Шервуда и В.В. Шервуда, скульптора Л.В. Шервуда, художницы О.В. Шервуд, дед графика и живописца В.А. Фаворского.
В 1849–1857 годах В.О. Шервуд учился в Московском училище живописи и ваяния, которое окончил, получив звание неклассного (свободного) художника пейзажной живописи. Вероятно, вскоре после этого был написан «Водопад» из собрания Третьяковской галереи. В пейзаже молодого художника, скорее всего, выполненного по частному заказу, явственно прослеживается ориентация на творчество знаменитого швейцарского пейзажиста Александра Калама (1810–1864), необычайно популярного в это время в России. Интерпретация горных мотивов в его полотнах объединяет романтизированное чувство подавляющей человека величественности природы с подчеркнутой натурной убедительностью. Эпические альпийские пейзажи Калама оказали существенное влияние на многих художников второй половины ХIХ века, и В.О. Шервуд в их числе. На фоне наскучивших публике итальянских пейзажей работы швейцарского мастера казались глотком свежего воздуха. В обзоре выставки 1858 года в Московском училище живописи и ваяния рецензент заметил: «Из произведений иностранных художников самое видное место на выставке занимает пейзаж “Озеро четырех кантонов” знаменитого Калама, породившего в наших художниках общее желание окаламиться».
Возникла мода на изображения горных видов. На волне этих модных тенденций и появился в творчестве Шервуда, который в Швейцарии не бывал и вдохновлялся отраженным светом полотен Калама, пейзаж «Водопад». Тем не менее художнику удалось передать характер суровой и величественной альпийской природы, весьма близкий к описанию очевидца – знаменитого цензора и историка литературы А.В. Никитенко: «С правой стороны скаты гор покрыты лесом, с левой дикие гранитные скалы самых разнообразных и чудовищных видов: одни – как бы подпирающие небо, другие – как бы готовые обрушиться на вас. Посредине, в глубине, шумный поток с водопадом. Зрелище очаровательное, хотя суровое. Мы ехали таким образом более часа под тенью гранитных гигантов».