Шервуд Владимир (1832-1897)
Портрет Д.И. Иловайского
1882
Размер - 87 x 65
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1441
Приобретено у К.П. Остроухова. 1995
Иловайский Дмитрий Иванович (1832–1920) – историк, автор научных монографий "Разыскания о начале Руси" (1876), "История Рязанского княжества" (1858) и "Городецкий сейм 1793 года" (1870), пятитомной "Истории России" (1876–1905), официальных учебников по всеобщей и русской истории, широко распространенных в начальной и средней школе дореволюционной России. Портрет историка Д.И. Иловайского работы В.И. Шервуда был гравирован московским художником Пановым. Экземпляры фотогравюры находятся в Государственном историческом музее.
Владимир Иосифович Шервуд более известен как архитектор, автор проекта здания Исторического музея и часовни-памятника героям Плевны в Москве, нежели как живописец. Тем не менее в его творческом наследии, помимо архитектурных проектов и скульптур, важное место занимают живописные произведения и прежде всего портреты. После завершения учебы в Московском училище живописи и ваяния в начале 1860-х годов Шервуд выехал в Англию по приглашению предпринимателя и инженера Ч. Диккенсона писать портреты его самого и членов его семьи. Находясь в Англии в течение пяти лет, он работал над заказными портретами, пейзажами, изучал технику акварельной живописи. Вернувшись в Россию в 1866 году и поселившись в Москве, стал писать портреты. В качестве портретиста впервые приобрел известность.
Имя Шервуда в области портретной живописи России начиная с 1860-х годов ассоциируется с аскетическим направлением, культивировавшим трезвый взгляд на натуру, предельно сдержанную колористическую гамму, бесфактурную живопись. Портрет г-жи Верто работы Шервуда критик В.В. Стасов считал лучшей работой академической выставки 1870 года; живописью Шервуда восхищался историк искусства П.Н. Петров: "она достигает эффекта одними серыми да желтоватыми тонами, что кажется близко к правде на людях нашего времени, особенно при том оживлении, которое умеет художник сообщать физиономиям своих моделей".
В 1869 году за портреты А.И. Герье, А.В. Станкевича, Н.Х. Кетчера, Б.Н. Чичерина Шервуд получил звание классного художника первой степени. В 1872 году за портреты В.Я.Гопери, Р.Р.Мак-Гим, И.Е.Забелина и "за искусство в портретной живописи" удостоен звания академика. В 1870-е годы сблизился с членами Общества любителей российской словесности, собирал в своем доме вечера – «Среды на Калужской», где бывали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. И.Е.Забелин. В 1880–1890-е сотрудничал в газете «Московские ведомости», журнале «Русское обозрение» и других изданиях как публицист. По своим философским взглядам примыкал к славянофильской традиции, автор оригинальной историософско-эстетической концепции, обоснованной им в теоретических сочинениях.

другие работы автора