Имя Николая Рачкова до сих пор известно не многим. Его творческая жизнь тесно переплеталась с деятельностью объединения Московского общества любителей художеств. Несмотря на то что художник никогда не входил в состав Товарищества передвижных художественных выставок, многие его жанровые картины близки по тематике полотнам передвижников Алексея Корзухина, Владимира Маковского и Иллариона Прянишникова.
Творческую судьбу Рачкова нельзя назвать благополучной. В поисках заработка он был вынужден скитаться по российским городам. Зачастую художник оказывался в крайне бедственном положении, однако жизненные трудности не повлияли на его добродушный нрав. Свойственные Рачкову приветливость и чувство юмора нашли отражение в его картинах. Критик Сергей Глаголь так вспоминал посещение мастерской живописца: «Со всех сторон со стен улыбаются веселые детские рожицы и хорошенькие женские головки. <…> В другом углу манекен в русском старинном наряде, а рядом на стене всевозможные русские кички, кокошники и шубейки. На большом мольберте начат этюд деревенской девчонки, со смеющимся личиком, в красненьком платочке». Изображения радостных детей и миловидных девушек пользовались наибольшим успехом у почитателей творчества Рачкова и неоднократно им повторялись в новых вариациях.
Картина «Кухарка» типологически близка тематике кухонь и трапез – особому жанру, истоки которого восходят к голландской живописи XVII века. Рачков отталкивался от западноевропейской традиции, но трактовал ее в ином ключе. Внешность и костюм кухарки, предметы русского быта придают картине национальный колорит. Художник изобразил свою героиню в привычной для нее обстановке в минуту отдыха. Словно задумавшись о чем-то, она остужает в блюдце чай, который подслащивает кусочком сахара. Пышущий жаром самовар наполняет комнату теплом, от которого на лице женщины разгорелся яркий румянец.