Экстер Александра (1884-1949)
Смерть Джульетты
1921
Размер - 47,8 x 64
Материал - картон
Техника - клеевая краска
Инвентарный номер - Инв.13029
Поступило с Первой русской художественной выставки (Берлин). 1928
Живописец, график, художник театра и кино, участница многих знаковых авангардных выставок, «амазонка русского авангарда», Экстер занимала одно из главных мест в иерархии мастеров новаторского искусства.
Декоративный дар Экстер, ее ориентация на стихию цвета в полной мере реализовались не только в станковой живописи, но и в театре. К числу самых известных ее театральных работ принадлежит оформление спектакля «Ромео и Джульетта» в Камерном театре А. Таирова. Эта блестящая сценография обернулась парадоксальным неуспехом самого спектакля: отзывы критиков в основном касались не таировской постановки, а затмившего ее оформления.
А. Эфрос писал: «Главным виновником проигрыша “Ромео и Джульетты” был художник. <…> Так получилось не потому, что декорации оказались плохи, <…> а наоборот, потому что они были слишком хороши, вернее ‒ роскошны. <…> Это было самое сложное, самое пышное, самое затейливое из того, что она [Экстер] когда-либо делала. <…> Она мучилась, отчаивалась, клеила и ломала, жила на броме и порошках, ‒ все ей казалось недостаточным и невыразительным».
Декорации Экстер предельным напряжением во взаимодействии форм, неистовством цвета создавали точный художественный образ обозначенного Таировым накала страстей и обнаженности эмоций. Пространственная игра декораций ‒ переплетения мостов, лесенок, переходов, сцепленных в сложные конструкции, выстраивала метафору цепи препятствий: преодолевая одни, герои тут же оказывались перед другими. Колорит декораций соответствовал духу и смыслу каждой сцены спектакля: в кристально чистом бело-голубом была решена декорация спальни Джульетты, а трагический финал ее смерти передавался патетикой сочетания багрово-красного, черного, серого и белого, драматической игрой света и тени.