Северцова Наталья (1901-1970)
Автопортрет с Бемби
1957
Размер - 50,5 x 70,5
Материал - жесть
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6875
Дар О.С. Северцевой, племянницы художницы, Москва. 2009
Творчество Натальи Алексеевны Северцовой, актрисы по образованию, принято относить к наивному искусству. Подобно многим так называемым наивным художникам, она не имела художественного образования. Однако, окончив театральную студию Ю.А. Завадского в Москве, Северцова в 1920-е годы работала не только как актриса, но и как декоратор и бутафор. В середине 1940-х она сотрудничала с художником Р.Н. Барто, выполняя работы по договору с производственно-живописным комбинатом МТХ. С рождения и до конца жизни ей посчастливилось вращаться в кругу талантливейших ученых, поэтов, художников. Ее отец – знаменитый ученый-зооморфолог А.Н. Северцов, имя которого ныне носит московский Институт проблем экологии и эволюции РАН, а муж – крупный искусствовед, переводчик, философ А.Г. Габричевский. Московский и коктебельский дом Габричевских своим гостеприимством и творческой атмосферой привлекал выдающихся представителей художественной и научной интеллигенции (М. Волошин, Б. Пастернак, А. Остроумова-Лебедева, С. Рихтер, Р. Фальк, Н. Альтман, И. Бродский и др.). Потеря голоса «в результате пережитого и перенесенной операции» в годы Великой Отечественной войны не позволила Северцовой продолжить актерскую карьеру, но неудовлетворенное чувство творческой активности не оставляло в покое. И оно нашло выход в ее живописном творчестве.
Как самостоятельный и самобытный художник Северцова проявила себя только в зрелом возрасте в 1950 году, вскоре после перенесенного ею инфаркта. В 1951–1952 годах она жила в Крыму одна и в какой-то момент, «не имея красок, пользуясь сажей из печи, разбавляя ее керосином, стала расписывать мебель, писать на картоне, фанере, полотне, любом случайном материале». Позже она признавалась: «С этого времени живопись стала моей первой духовной необходимостью». По словам критика Р.Б. Климова, она видела «перед собой одну цель – выразить свое ви́дение мира со всей возможной прямотой <…> и абсолютностью».
«Автопортрет с Бемби» выполнен в Крыму в поселке Планерское (так в 1945–1992 годах назывался Коктебель). Изображение сидящей на зеленой скамье художницы в ярко-оранжевом платье и белой чалме на фоне ниспадающих веток с гроздьями спелого винограда и желтой осенней листвой наполнено декоративной звучностью. Синий цвет виноградин перекликается с синими украшениями женщины (бусы, серьги, браслеты). Оставленная частично не закрашенной в верхней части композиции жесть, на которой написана картина, создает эффект зеркального сияния между виноградными гроздьями. У ног Северцовой – любимый рыжий спаниель Бемби, который поднял вверх мордочку и положил лапу на колено хозяйки. Взгляды питомца и художницы обращены друг к другу. Картина наполнена светлым, радостным настроением, открытостью миру. Собаки – важнейшая часть жизни Северцовой и ее семьи. В их доме всегда были собаки, в основном спаниели. В известном «Портрете академика А.Н. Северцова» (1934), написанном М.В. Нестеровым, отец Натальи Алексеевны изображен, по его собственному настоянию, тоже с собакой, щенком бульдога. В наследии Северцовой есть еще несколько автопортретов с собаками, а в ее скетчбуках сохранилось множество рисуночных набросков с любимыми питомцами.