Мильман Адольф (1888 (?) -1930)
Крымский пейзаж с мечетью
1915
Размер - 85,5 x 89,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5188
Приобретено у А.Н. Эстриной, Москва. 1985
Адольф Мильман получил художественное образование в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где сблизился с бунтарски настроенными Ильёй Машковым, Робертом Фальком и Александром Куприным. Вместе с ними в 1910 году он был отчислен из училища, а в 1911-м стал одним из основателей общества «Бубновый валет». Мильман экспонировал работы на многочисленных выставках, после Февральской революции активно участвовал в общественной жизни, преподавал в собственной студии. В 1920 году покинул Россию, жил в Париже, где скончался после длительной тяжелой болезни.
Излюбленный жанр Мильмана – пейзаж. В поисках интересных мотивов он путешествовал по Волге, посещал Францию, а с 1915 года ежегодно выезжал в Крым. Летом 1915-го он вместе Фальком работал в селении Козы. Здесь написан и «Крымский пейзаж с мечетью». С небольшими изменениями тот же мотив изображен на картине Фалька «Крымская деревня» (1915, частное собрание, Москва). Очевидно, художники работали рядом, как это часто делали французские импрессионисты и фовисты.
По живописному решению их картины очень близки. Сказывается влияние сильнейшего – в дуэте двух коллег первый голос, несомненно, принадлежит Фальку. Но есть и другой, не менее важный фактор: оба художника в это время ориентируются на один и тот же образец. Бубнововалетцы причисляли себя к последователям Поля Сезанна и следовали его методу трактовки природы. В картине Мильмана массивный объем горы, кубики домов у ее подножия, крепко сбитые купы деревьев вылеплены не градациями светлого – темного, как это было в классической живописи, а оттенками чистого цвета. Формы видятся ясно, контуры четки, воздушная перспектива не смягчает изображение дальних планов, не «охлаждает» колорит. Собственно говоря, о далях в картине речь не идет – пространство развивается не столько вдаль, сколько вверх, как бы надвигаясь на зрителя.
Этот пейзаж вполне можно назвать примером русского, или московского, сезаннизма. Однако некоторая жесткость форм, равнодушие к передаче световоздушной среды говорят о том, что перед нами художник следующего поколения, свидетель первых опытов кубистов.