Сергеев Гавриил (1765-1816)
Вид Константинопольского канала от деревни Терапия в Европе до устья Черного моря
1790-е
Размер - 36,4 x 60
Материал - бумага
Техника - акварель, белила
Инвентарный номер - Инв.21609
Приобретено у А.А. Коршуна. 1932
Изображен вид пролива Босфор, или, как его называли в XVIII столетии, Константинопольского канала, открывающийся от деревни Терапия в сторону Чёрного моря. Деревня на европейском берегу Босфора, так же как и расположенная дальше Буюкдере, была местом летнего отдыха посланников европейских государств, живущих в Константинополе. Желая подчеркнуть это, художник рисует не только стаффажные фигурки в экзотических восточных одеждах, но и лодку с пассажирами-европейцами.
Акварель исполнена в светлой цветовой гамме с преобладанием голубых тонов. Насыщенные цвета первого плана постепенно теряют свою интенсивность, тают в дымке вдали, создавая ощущение глубины пространства.
Гавриил Сергеев не получил специального художественного образования. Он был военным топографом, а рисовать научился самостоятельно, выполняя топографические планы разных городов и местностей. В 1793–1794 годах Сергеев находился в Константинополе в составе Чрезвычайного русского посольства. Оно было направлено в столицу Османской империи для установления дипломатических отношений после Русско-турецкой войны 1787–1791 годов. Сергеев снимал (т.е. зарисовывал) виды Константинополя и его окрестностей, а затем делал акварели по своим рисункам. Он был одним из первых русских художников, писавших турецкие виды с натуры.
Помимо собственных зарисовок Сергеев выполнил в Турции целый ряд акварелей с оригиналов итальянского художника Луиджи Майера. «Вид Константинопольского канала от деревни Терапия в Европе до устья Чёрного моря» – из числа таких работ. Копируя рисунок другого мастера, как это часто бывало в XVIII веке, Сергеев заимствовал натурный мотив и создал свой вид, оживив его сочиненными жанровыми сценками.
Возвратившись в 1794 году в Россию, Сергеев продолжал исполнять акварели на турецкую тему. По его сюжетам писали свои произведения другие мастера – М.М. Иванов, В.П. Петров. В собрании Третьяковской галереи хранится еще одна работа Г.С. Сергеева – «Вид конца Константинопольской гавани и султанского дворца Айналы Кавак». Как и видовые пейзажи других художников, акварельные виды Г.С. Сергеева имеют не только художественную, но и историческую ценность.