Сергеев Гавриил (1765-1816)
Вид конца Константинопольской гавани и султанского дворца Айналы Кавак
1790-е
Размер - 37,1 x 59
Материал - бумага
Техника - акварель, белила
Инвентарный номер - Инв.21610
Приобретено у А.А. Коршуна. 1932
Рисунок изображает панораму бухты Золотой Рог. Ее устье с древнейших времен служило военной и торговой гаванью Константинополя. На первом плане – пристань на южном берегу Золотого Рога в старинном городском районе Балат. Гавань здесь заканчивается, а залив значительно сужается, что делает место удобным для переправы. Художник изобразил экзотические жанровые сценки: отплывающую и прибывшую к причалу лодки перевозчиков и семьи турков, ожидающих своей очереди.
На противоположном берегу бухты – дворцовый комплекс Айналы Кавак, летняя резиденция султанов Османской империи. В конце XVIII века комплекс Айналы Кавак занимал большую часть северного побережья бухты Золотой Рог и прилегающие лесистые холмы. Он включал в себя апартаменты султана, гарем, покои главного евнуха и дворцовых преподавателей, сокровищницу и оружейное хранилище, молитвенный зал, бараки дворцовой стражи и комнаты прислуги. В комплекс дворца входили также многочисленные парковые павильоны, купальни, бассейны, мечети и даже аквариум. В настоящее время бывшая территория комплекса плотно застроена, а из всех зданий остался лишь один павильон, находящийся на склоне холма.
Акварель исполнена в светлой цветовой гамме с преобладанием голубых тонов. Насыщенные цвета первого плана постепенно теряют свою интенсивность, тают в дымке вдали, создавая ощущение глубины пространства.
Гавриил Сергеев не получил специального художественного образования. Он был военным топографом, а рисовать научился самостоятельно, выполняя топографические планы разных городов и местностей. В 1793–1794 годах Сергеев находился в Константинополе в составе Чрезвычайного русского посольства. Оно было направлено в столицу Османской империи для установления дипломатических отношений после Русско-турецкой войны 1787–1791 годов. Сергеев снимал (т.е. зарисовывал) виды Константинополя и его окрестностей, а затем делал акварели по своим рисункам. Он был одним из первых русских художников, писавших турецкие виды с натуры.
Возвратившись в 1794 году в Россию, Сергеев продолжал исполнять акварели на турецкую тему. По его сюжетам писали свои произведения другие мастера – М.М. Иванов, В.П. Петров. В собрании Третьяковской галереи хранится еще одна работа Г.С. Сергеева – «Вид Константинопольского канала от деревни Терапия в Европе до устья Чёрного моря». Как и видовые пейзажи других художников, акварельные виды Г.С. Сергеева имеют не только художественную, но и историческую ценность.