Кольман Карл (1786-1846)
Извозчик в Петербурге
1820-е
Размер - 11 x 18
Материал - бумага
Техника - акварель, белила, тушь
Инвентарный номер - Р-290
Дар по завещанию А.С. Бонч-Бруевич. 1957
Карл Кольман, уроженец баварского города Аугсбург, получил художественное образование в Мюнхенской Академии художеств. В 17-летнем возрасте он приехал в Санкт-Петербург на попечение своего дяди, И.-С. Клаубера. Этот знаменитый немецкий гравер был в то время руководителем гравировального класса в Императорской Академии художеств. Кольман гравировал на меди, выполнял литографии, давал уроки рисования в частных домах и преподавал в учебных заведениях.
Уже в 1810-х годах Карл Кольман начал самостоятельно заниматься акварелью и приобрел большую известность как автор уличных сцен, изображений русских народных типов, деревенского быта. Рисовал он также интерьеры и пейзажи. Работы Кольмана были практически у каждого петербургского любителя искусств. Они и сегодня есть во многих музейных собраниях.
На одной из акварелей в коллекции Третьяковской галереи изображен извозчик, везущий седока по заснеженной улице Петербурга. Справа – портик здания манежа лейб-гвардии Конного полка. В центре в глубине – дом А.Я. Лобанова-Ростовского и Исаакиевский собор.
Интересно, что в момент исполнения рисунка постройка Исаакиевского собора только началась. В 1820 году архитектор О. Монферран опубликовал его планы и фасады. В соответствии с первым проектом 1818 года собор должен был иметь лишь два колонных портика – с южной и северной сторон. Как бывало в то время, после публикации чертежей появились рисунки и литографии разных художников с изображением спроектированного собора как уже построенного.
Осуществленный проект Исаакиевского собора с четырьмя колонными портиками был утвержден в 1825 году, однако до 1827 года печатались литографии с его изображением в соответствии с первоначальным проектом. На акварели Кольмана изображен только один колонный портик Исаакиевского собора, что свидетельствует о том, что он еще не сооружен.

другие работы автора