Ануфриев Сергей (род. 1964)
Приключение колобка
1989
Размер - 26 x 20,3
Материал - бумага
Техника - коллаж
Инвентарный номер - НТ ГФ-464/22
Дар автора. 2012
Сергей Ануфриев – одна из самых ярких фигур русской альтернативной художественной сцены 1980–1990-х годов. Ануфриев очень рано определился со своими творческими приоритетами: выбрав учителями представителей московского концептуализма, он стал проводником этого направления в родной Одессе. В начале 1980-х Ануфриев влился в ряды московского художественного сообщества и скоро стал участником всех важнейших событий этого периода: выставок в галерее АПТАРТ и «Клуба авангардистов» (КЛАВА), концертов групп «Поп-механика» и «Среднерусская возвышенность»; в это же время он работал в мастерских в сквоте в Фурманном переулке.
В 1987 году Сергей Ануфриев вошел в число основателей группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» совместно с художниками Павлом Пепперштейном и Юрием Лейдерманом. Принадлежность к группе определила стилистику персонального творчества Ануфриева. Медгерменевты, которых относят к младшему поколению «московской концептуальной школы», опирались на разработанную концептуалистами терминологию и методологию работы над художественным произведением. «Инспекторы» сформулировали собственную мифологию, частью которой стали элементы популярной культуры, религии, политики и идеологические штампы, трансформированные в понятный и успокаивающий зрителя образ, узнавание которого гарантировало наступление терапевтического эффекта. Роль знакомого образа часто играло «детское». Многие художники-нонконформисты старшего поколения зарабатывали на жизнь созданием иллюстраций к детской литературе, поэтому младшее поколение этой среды восприняло тему как неотъемлемую составляющую неофициального контекста, сделав образно-изобразительный репертуар русской сказки и детского фольклора органической частью собственного художественного языка.
Для создания серии, к которой принадлежит работа «Приключение Колобка» (1989), Ануфриев выбрал технику коллажа. Черно-белая иллюстрация с изображением стоящего на крыльце кирпичного дома с часами человечка, служащая основой композиции, дополнена фрагментом с изображением Колобка, катящегося по дорожке. Колобок для круга медгерменевтов – особый персонаж, удостоенный специального упоминания в «Словаре терминов московской концептуальной школы» как «удачный образ того, кто не хочет быть опознанным, названным, прикрепленным к какой-то определенной роли, к какому-то месту». И. Бакштейн и А. Монастырский во вступительном диалоге к сборнику МАНИ «Комнаты» (1986) вводят термин «колобковость», обозначая им стратегию «ускользания» от актуальных дискурсов.
Вслед за сюрреалистами медгерменевты высоко оценили возможности техники коллажа с его неожиданными эффектами, возникающими при сопоставлении изображений, изъятых из первоначального контекста. Так, истории об «ускользающем» Колобке Ануфриев предлагает альтернативный финал: не попав в раскрытые объятия поджидающего его на крыльце персонажа, Колобок имеет шанс продолжить свое путешествие, сев на поезд благодаря помещенной на развороте листа иллюстрации к книге «Путешествие “Голубой стрелы”» Дж. Родари (1957, художник Н.П. Антокольская).