Иванов Иван (1812-1848)
Водопад в Крыму. Ореанда
Середина 1840-х
Размер - 105,5 x 73,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9337
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
И.А. Иванов был чиновником почтового департамента. Учился в Императорской Академии художеств в пейзажном классе у М.Н. Воробьёва. В апреле 1847 года получил программу на большую золотую медаль «написать пейзаж по собственному выбору места с тем, чтобы одна часть была видна сквозь дождь, а другая освещена солнцем»; в сентябре того же года Совет Академии художеств объявил Иванову «особенную похвалу» за пейзаж с натуры. Художник пользовался покровительством А.Р. Томилова, неоднократно бывал в его имении Успенское под Старой Ладогой. Был дружен с А.Ф. Чернышёвым и Л.Ф. Лагорио, вместе с которыми исполнил пейзаж, преподнесенный А.Р. Томилову.
На полотне изображена Ореанда – царское имение в Крыму. В 1842 году в Ореанде началось строительство дворца для императрицы Александры Фёдоровны по проекту А.И. Штакеншнейдера, и тогда же на краю обрывистой скалы была возведена белая круглая полуротонда, сохранившаяся до настоящего времени. Одновременно были построены дом для служащих и «императорский домик», сооруженный на том месте, где стоял татарский домик, в котором отдыхал Александр I во время посещения имения. Один из путешественников писал в 1847 году об Ореанде: «Здесь природа и картины ея совершенно оригинальные и не знаю, есть ли где живописное место, которое бы так привлекало дикостью своею, как это: грозные виды, удивляющие вас странною игрою природы, встречаются в Альпах, на Кавказе, на Севере и Юге, но там вы удивляетесь грозной дикости, здесь, напротив, прельщаетесь ею, и какое-то тихое, отрадное спокойствие льется на душу вашу».
Композиция пейзажа восходит к картине Х.-В.-Э. Дитриха «Водопады в Тиволи» (1755, Государственный Эрмитаж), служившей оригиналом в пейзажном классе Академии. Пейзаж имеет вертикальный формат, большой размер. Главный эффект производят отвесные, освещенные солнцем скалы и темные густые заросли деревьев внизу, а также низвергающийся по горным уступам водопад. Наверху, увенчивая скалу, возвышается беседка-полуротонда, которая держит композицию. Именно в крымских пейзажах усиливаются романтические черты, присущие воробьевской пейзажной школе, нарастает эффектность освещения и общая картинность построения. В качестве аналога можно привести произведение И.А. Иванова «Дорожка у горного потока в Крыму» (середина 1840-х, Третьяковская галерея).