Иванов Иван (1812-1848)
Пейзаж с рекой. Екатерингоф
1844
Размер - 39,5 x 50,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-596
Приобретено у Т.Я. Карской. 1969
И.А. Иванов был чиновником почтового департамента. Учился в Императорской Академии художеств в пейзажном классе у М.Н. Воробьёва. В апреле 1847 года получил программу на большую золотую медаль «написать пейзаж по собственному выбору места с тем, чтобы одна часть была видна сквозь дождь, а другая освещена солнцем»; в сентябре того же года Совет Академии художеств объявил Иванову «особенную похвалу» за пейзаж с натуры. Художник пользовался покровительством А.Р. Томилова, неоднократно бывал в его имении Успенское под Старой Ладогой. Был дружен с А.Ф. Чернышёвым и Л.Ф. Лагорио, вместе с которыми исполнил пейзаж, преподнесенный А.Р. Томилову.
Летом 1844 года Иванов работал в Екатерингофе, как об этом свидетельствует его письмо А.Р. Томилову. Екатерингоф – предместье Петербурга на берегу Финского залива. В 1711 году Пётр I повелел заложить здесь деревянный дворец и парк, которые подарил своей супруге Екатерине в качестве загородной резиденции. Дворец не сохранился, и в 1820-е годы архитектор О. Монферран спроектировал ряд построек по инициативе военного генерал-губернатора Петербурга графа М.А. Милорадовича. Эти здания также не сохранились, поэтому изображенные на полотне, они имеют историко-мемориальное значение как документальный материал.
В пейзаже скромность и непритязательность мотива сочетаются с картинной построенностью и видовой конкретностью. На переднем плане изображен изгиб реки, вероятно, Екатерингофки, уходящей в глубину. Слева представлена группа деревьев с пушистыми кронами. На берегу и в реке видны коровы и овцы, вносящие в пейзаж бытовую ноту. На втором плане стоит розоватое с белыми орнаментальными украшениями здание с бельведером – так называемая Ферма (арх. О. Монферран). Ближе к зрителю расположились сараи, заборы, фигурки людей. На дальнем плане виден шпиль какого-то строения, а также здания с трубами. Тонко написаны голубое небо с белыми облаками и световые переходы – затемненный первый план, освещенный средний и опять затемненный дальний. Динамичное освещение придает пейзажу жизненность и привлекательность.
По непосредственности передачи природы картина напоминает произведения художников-венециановцев. В основе лежит натура, увиденная под углом зрения академической пейзажной системы. В таком же ключе исполнены картины И.А. Иванова из собрания Третьяковской галереи: «Пейзаж. Имение «Успенское (?)» (1846) и «Прогулка верхом» (середина 1840-х).