Иванов Сергей (1893-1983)
Мужчина с тростью
1922
Размер - 178,2 x 113,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7639
Приобретено на средства, полученные с дохода от фонда целевого капитала. 2023
Сергей Петрович Иванов, известный как Serge Ivanoff, – живописец, график, художник-декоратор, иллюстратор. Родился в купеческой семье. Семья переехала в Петербург, когда отец художника стал владельцем известного в городе кафе «Бристоль». Сергей учился в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, созданных на базе закрытого к тому времени Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, под руководством мастеров реалистической школы живописи О. Браза и профессора Дм. Кардовского (1918–1922). После окончания мастерских, в 1922-м уже преобразованных во Вхутеин – Высший художественно-технический институт, художник жил со своей семьей в Париже. Участвовал в выставках «Салона независимых», в 1966 году был удостоен золотой медали Салона. В Европе он приобрел солидную репутацию как портретист. Среди его моделей были такие известные личности, как папа Пий XI, композитор Артюр Онеггер, великий князь Владимир Кириллович Романов, художники Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, балерина Иветт Шовире, поэт и философ Вячеслав Иванов, писатель Поль Валери, модельер Жак Фат, Элеонора Рузвельт и многие другие. В 1940–1970-е годы Иванов был участником многих европейских выставок.
Картина «Мужчина с тростью» не была известна современникам художника. Написанная в 1922-м, в год окончания Вхутеина, она осталась в Петрограде, в семье сестры, и вошла в музейную коллекцию спустя ровно сто лет со времени создания. Модель представляет собой характерный мужской образ начала XX века. Из записей, найденных в семейном архиве, следует, что изображен казанский архитектор А.Е. Печников. Ученик репинской школы живописи, Иванов мастерски передал на полотне тонкость творческой натуры архитектора: аристократичные черты лица, элегантность в одежде, легкую небрежность позы. Дендизм модели подчеркивают такие аксессуары, как цилиндр и трость. Иванов решает достаточно сложную колористическую задачу: модель в черной одежде на фоне темной стены и небольшого участка темно-бордового пола. Необходимый контраст создают светлое лицо, белые рубашка, жилет и перчатки. Упавший на пол коробок с разбросанными спичками и прислоненная к стене картина придают портрету черты жанровой сценки, написанной, скорее всего, в мастерской художника.
Портрет служит выразительным примером живописной манеры С. Иванова русского периода. Работы этого раннего этапа творчества художника отсутствуют в российских и мировых музеях. Только одна более поздняя картина – «Портрет А. Бенуа» (1944) – хранится в Русском музее (Санкт-Петербург). Поступление в Третьяковскую галерею портрета «Мужчина с тростью» положило начало коллекции работ художника в музейном собрании.

другие работы автора