Иванов Сергей (1893-1983)
Дама в боа
1922
Размер - 125,7 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7640
Приобретено на средства, полученные с дохода от фонда целевого капитала. 2023
Сергей Петрович Иванов, известный как Serge Ivanoff, – живописец, график, художник-декоратор, иллюстратор. Родился в купеческой семье, переехавшей в Петербург, когда его отец стал владельцем известного в городе кафе «Бристоль». Сергей учился в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, созданных на базе закрытого к тому времени Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, под руководством мастеров реалистической школы живописи О. Браза и профессора Дм. Кардовского (1918–1922). После окончания мастерских (к тому времени уже преобразованных во Вхутеин – Высший художественно-технический институт) художник жил со своей семьей в Париже. Участвовал в выставках «Салона независимых», в 1966-м был удостоен золотой медали Салона. В Европе художник приобрел солидную репутацию как портретист. Среди его моделей такие известные личности, как папа Пий XI, композитор Артюр Онеггер, великий князь Владимир Кириллович Романов, художники Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, балерина Иветт Шовире, поэт и философ Вячеслав Иванов, писатель Поль Валери, модельер Жак Фат, Элеонора Рузвельт и многие другие. В 1940–1970-е годы Иванов был участником многих европейских выставок.
Картина «Дама в боа» – раннее произведение художника в жанре салонного портрета, выполненное в годы жизни и учебы в Петрограде. Предположительно, изображена актриса Ольга Райтнер. Это следует из записей, найденных в семейном архиве. Ученик репинской школы живописи, Иванов мастерски передал на полотне индивидуальные особенности модели. Не приукрашивая лицо со всеми его особенностями, он подчеркнул главное – принадлежность к высшему обществу и сложное состояние артистической натуры. Темные одежды модели на темном фоне – достаточно сложный прием, характерный для классических портретов репинской школы. Контраст создают светлое лицо, боа, накинутое на плечи дамы, и белые перчатки.
Картина после отъезда Иванова в 1922 году в Париж осталась в семье и была обнаружена в числе других работ спустя почти сто лет.
До настоящего времени в Третьяковской галерее не было ни одного произведения С.П. Иванова. Поступление «Дамы в боа», одновременно с портретом «Мужчина с тростью», положило начало коллекции работ художника в музейном собрании.