Рублев Георгий (1902-1975)
Портрет Сталина
1935
Размер - 152 x 152
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6101
Приобретено у И.Г. Рублёва, сына художника, Москва. 2001
Георгий Рублёв родился в Липецке. Природная одаренность и страстное желание стать художником привели его во Вхутемас. В институте его преподавателями были С.В. Герасимов, А.А. Осмёркин, И.И. Машков. Он был знаком с П.П. Кончаловским. Находясь в кругу художников-бубнововалетовцев, восприняв их уроки и общую живописную культуру, он не стал продолжателем этого направления. Он смотрел на современное французское искусство и живопись «русских французов», среди которых Михаил Ларионов привлек его особое внимание. Рублёв писал портреты, натюрморты, бытовые жанровые сцены. Почти всё им написанное имело биографический подтекст.
Особо интригующим представляется его «Портрет Сталина» (1935). Трудно сказать, что обусловило его появление в творчестве художника. Не сохранилось свидетельств или каких-либо документов, указывающих на этот замысел. Разрабатывая эскиз световой рекламы с портретами вождей к 15-летию ВКП(б), на оборотной стороне листа он пишет один из вариантов картины. Сохранилось несколько эскизов композиции, где меняются лишь детали, но не меняется образ. Рублёв усаживает вождя в плетеное кресло из домашней обстановки и ведет разговор с лукаво усмехающимся «гостем» под всевидящим оком не спящего пса. Трудно представить себе появление подобной картины в контексте политической и художественной жизни тех лет. Жесткая ирония и стилистика примитива никак не согласуются с социальным заказом. Рублёв и писал этот портрет не на заказ, а, как и другие картины, «для себя», любовно моделируя красную поверхность холста. Используя цветные грунты, он накладывает тонкие прозрачные слои краски, сквозь которые просвечивает нижележащее изображение. Края картины он обводит серо-голубой полосой, как бы очерчивая ее, не давая распространяться этому красному вовне. Такой прием нередко встречается в композициях Рублёва. Подобная многоплановость придает изображению таинственность и вносит еще большую интригу в картину.
В 1930-е годы Рублёв не выставлял свои станковые работы, не желая ограничивать свободы живописного эксперимента. Он работал в области монументально-декоративного искусства, оформляя улицы города к революционным праздникам и делая росписи общественных сооружений. Постепенно это стало его профессией, и он получил признание в этом виде искусства. Как станковый живописец он впервые прозвучал на выставке, посвященной искусству 1930-х годов, в Третьяковской галерее в 1990 году. Там был показан «Портрет Сталина». Его появление раскрыло нам новые аспекты в живописи 1930-х годов и сделало портрет одним из самых известных произведений эпохи.

другие работы автора