Денисов Василий (1862-1922)
Грех
1902
Размер - 205,5 x 239
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-502
Дар В.В. Денисова, сына художника. 1933
Василий Иванович Денисов не получил систематического художественного образования. Он родился в семье священника в Замостье на территории Польши. Окончил Варшавский музыкальный институт по классу валторны. В начале 1890-х переселился в Москву, работал в оркестрах частных московских театров, в том числе в Русской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова. Параллельно начал заниматься живописью. В конце 1890-х годов посещал частную мастерскую Константина Коровина, школу Званцевой, где преподавал Валентин Серов. Во второй половине 1890-х – начале 1900-х занимал должность художника в Итальянской опере и Оперном театре С.И. Зимина, работал над декорациями и костюмами к спектаклям.
Расцвет творчества художника приходится на 1900–1910-е годы и всецело связан с символизмом. Наибольший интерес в художественном наследии Денисова представляют фантастические и аллегорические композиции, в которых он стремился к декоративности линии и фактуры, что сближает его творчество с произведениями многих голуборозовцев, в частности с ранними работами Н.П. Крымова, П.С. Уткина, П.В. Кузнецова. Его учитель Валентин Серов сравнивал Денисова с Альфредом Сислеем, а критик Яков Тугендхольд – с Гюставом Моро. В 1910 году состоялась первая персональная выставка художника в Москве.
Композиция изображает центральное событие Ветхого Завета – грехопадение. Этот сюжет решается художником как масштабный катаклизм. Мир словно раскалывается надвое, символизируя жизнь до и после нарушения запрета Бога. В разверзшееся ущелье хлынули потоки воды. Череда стройных кипарисов символизирует оставленный рай. На дне ущелья извивается гигантский змей. Он также понес наказание – был лишен возможности говорить и ходить. Отныне змей-искуситель мог передвигаться только на брюхе, а вся пища обрела для него вкус праха, поскольку первые люди стали смертны. Змей показан в состоянии болезненной трансформации, его гигантская голова перевернута пастью вверх. В центре нижней части композиции, среди извивов змеиного тела, расположены маленькие согбенные фигуры Адама и Евы. Декоративность их одежд напоминает произведения Густава Климта. Люди под гнетом внешних обстоятельств стали смысловым центром картины, они не могут противостоять глобальным переменам и покоряются высшей воле.
Картина уподоблена красочной симфонии, ее поверхность будто пульсирует. Колорит завораживает переливами нежных цветов, напоминающих блестящий перламутр. Творение Денисова символически обобщает его мысли, воплощая идею синтеза искусств, к которому так стремились художники модерна.
Графический вариант композиции (1903) хранится в Третьяковской галерее. Живописный вариант находится в собрании Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

другие работы автора