Денисов Василий (1862-1922)
Ночь
1901
Размер - 117,2 x 125,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-831
Приобретено у В.В. Денисова, сына художника. 1941
На раннее творчество музыканта и художника Василия Денисова сильное влияние оказывала живопись К.А. Коровина и М.А. Врубеля. Он создавал композиции в стилистике символизма на мифологические сюжеты, в том числе древнегреческие. В 1912 году художник осуществил свою мечту и побывал в Греции и Малой Азии вместе со скульпторами С.Т. Конёнковым, И.Ф. Рахмановым, музыкантом и художником А.Ф. Микули. В 1906–1907 годах сотрудничал с В.Э. Мейерхольдом, оформлял его спектакли по пьесам Г. Ибсена, М. Метерлинка, С. Пшибышевского, Ф. Ведекинда. Денисов также много и плодотворно работал в графике, рисовал афиши и плакаты, разрабатывал торговые марки, делал иллюстрации к литературным произведениям. В 1900–1901 годах вместе с группой выпускников Строгановского училища работал над росписями собора в Иваново-Вознесенске (сейчас – Иваново; здание не сохранилось).
После Октябрьской революции Денисов выполнял эскизы плакатов и панно для торжественных съездов и заседаний в Большом театре и Московском цирке на Цветном бульваре. В 1921 году переехал в Загорск (сейчас – Сергиев Посад) Московской области, где умер от осложнений после малярии в 1922 году.
На картине «Ночь» изображена воинственная женщина – античная богиня. Она словно окутывает мир паутиной темноты и погружает его в глубокий сон. Поверхность картины испещрена множеством мелких мазков, напоминающих мерцание мириад звезд, покрывающих южное ночное небо. Кажется, что перед нами древнегреческая богиня ночи Нюкта, стоявшая у истоков зарождения мира. Приход ночи почитался древними греками как таинственное и мистическое время, поскольку темное время суток ассоциировалось со смертью, когда человек также погружается во тьму. Однако в руке богиня держит нить, которая тянется к двум павлинам, чьи контуры почти скрыты на пестром фоне. На паре павлинов, запряженных в колесницу, разъезжала жена Зевса, богиня плодородия Гера. Фигуру Геры украшал драгоценный пояс Афродиты. Возможно, художник стремился передать собственное понимание древних мифов и соединил обеих богинь в одном образе.

другие работы автора