Иордан Федор (1800-1883)
Преображение
1835–1837
Размер - 84 x 58
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.10996
Поступило из В.Х.Т. Института. 1929
Фёдор Иванович Иордан – выпускник гравировального класса Санкт-Петербургской Академии художеств, пенсионер Академии в Париже (1829), Лондоне (1830–1834), затем в Риме (1835–1850).
Здесь по рекомендации К.П. Брюллова, считавшего, что талантливый мастер обязан «взять для гравирования то, что есть лучшее в Риме по части живописи», он занялся воспроизведением резцовой гравюрой в большом формате огромной – более четырех метров в высоту – картины Рафаэля «Преображение». Уже современник Рафаэля, Джорджо Вазари (1511–1574), художник и автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», называл эту картину «самой прекрасной и божественной» из его работ.
«Преображение» – последнее произведение великого Рафаэля Санти, над которым он работал вплоть до своей смерти в 1520 году. В нем изображены два евангельских эпизода – собственно Преображение Господне (произошедшее, согласно традиции, на горе Фавор) и упоминаемая в Евангелии неудачная попытка апостолов изгнать нечистый дух из отрока. В верхней части картины обретший божественное величие Христос парит над землей вместе с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией, пали ниц ослепленные небесным сиянием апостолы Иаков, Пётр и Иоанн. Чистота и симметрия этой композиции символизируют спасительную силу Христа, к которому из темноты и хаоса нижней половины картины простирает руку одержимый дьяволом отрок, образ грешного земного мира. Взгляд зрителя приковывает выразительная женская фигура, которая образует композиционную связку между группой апостолов и семейством одержимого отрока и которую Вазари назвал «главной фигурой на картине».
Иордан не без колебаний принял предложение Брюллова. «Я удивился его неуместному совету – совету даже несбыточному, что с моей стороны было бы дерзостью», – вспоминал он в дальнейшем. Для начала нужно было исполнить подготовительный рисунок, «а так как около оригинала имеется масса копировальщиков, то мне придется ждать год или более. “Это мое дело, – отвечал К.П. Брюллов, – через два дня вы получите позволение”. <…> Я начал хлопотать о рисунке и дал себе обет приложить все старание, чтобы превзойти, так сказать, самого себя, не оставлял рисунка почти ни на минуту, вставал утром в 6 часов, к 8 часам был на месте в Ватикане и оставался до 4х часов».
Работа над гравюрой продолжалась с 1835 по 1850 год, на создание рисунка ушло около двух лет. Карандашная копия в размер будущего эстампа (отпечатка гравюры) служила не только для детального воспроизведения всех элементов картины, когда Иордану приходилось следовать за рукой и мыслью одного из величайших рисовальщиков в истории искусства, но также для перевода звучных светящихся красок Рафаэля в тональный язык черно-белой резцовой гравюры. Справился он с этой задачей отлично. Рисунок был очень высоко оценен современниками. Осенью 1836 года Александр Иванов писал отцу в Петербург: «Наш <…> Иордан сквозь свой рисунок “Преображения” глядит в свое бессмертие». В 1844 году Петербургская Академия художеств удостоила Фёдора Иордана за этот рисунок звания академика.