Найя Карло (1819–1882)
Мозаики в нартексе собора Сан-Марко: строительство Вавилонской башни (Книга Бытия, гл. 11)
1868–1875
Размер - 19 x 24,4
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-416
Собор Святого Марка на одноименной площади в Венеции – уникальный архитектурный шедевр, символ венецианского искусства. Святой Марк, один из евангелистов, считается покровителем этого города. В 832 году на месте нынешнего собора для хранения мощей святого была построена часовня, которую позднее уничтожил пожар. К концу X века базилика была восстановлена, а в 1063 году началось строительство нового здания по образцу храма Святых апостолов в Константинополе. В 1094 году собор был освящен, но работы по расширению и украшению продолжались еще долгие годы: в XII веке началась облицовка собора мрамором и выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в XIV веке пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV – капелла Масколи и сакристия. Декорирование интерьера Сан-Марко шло в течение второй половины XII и всего XIII века. В результате столь длительного периода работ над убранством собора во внешнем виде и интерьере базилики видны следы византийского, романского и исламского влияния, а также элементы готики. Базилика долгое время была дворцовой капеллой и находилась в юрисдикции венецианских дожей, а в 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастелло была перенесена кафедра патриарха Венеции, и он стал кафедральным собором Венеции.
Этот храм называют золотой базиликой благодаря уникальным мозаикам, покрывающим внутреннюю часть куполов, сводов и стен. В качестве материала использовалась смальта разных цветов, выкладываемая поверх золотой фольги. Золотой фон объединяет все изображения, одновременно символизируя собой божественный свет. Мозаики задумывались как единое действие, развертывающееся в храме, и служат своего рода духовным посланием, повествующим об истории спасения человеческого рода, о жизни и деяниях Христа. Английский теоретик искусства Джон Рёскин сравнивал собор с Библией, называл его «храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде».
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся фотографии мозаик собора Святого Марка, сделанные одним из наиболее известных и успешных венецианских фотографов XIX века Карло Найя. Он одним из первых стал снимать туристические достопримечательности города, начал производство фотографий венецианских памятников архитектуры и произведений искусства, покупателями которых были многочисленные путешественники со всего мира. Найя поселился в Венеции в 1857 году и первоначально сотрудничал с известным издателем Карло Понти, распространявшим его репродукции, затем стал работать самостоятельно. В 1868 году он открыл большой магазин на площади Сан-Марко, что укрепило его профессиональный статус одного из лидеров на рынке венецианской сувенирной продукции. Его студия в конце XIX и начале XX века была одной из самых крупных в Венеции и Италии, с международным рынком сбыта. Используя широкоформатные обзорные камеры, Найя фотографировал архитектуру, панорамы, произведения искусства и сцены городской жизни. За годы работы он составил настоящую визуальную летопись, которая стала ценным архивом архитектурного и художественного наследия города, а также частью истории фотографии. В период с 1864 по 1882 год его предприятие выпустило серию каталогов репродукций достопримечательностей области Венето. Благодаря этим изданиям можно предположить, что фотографии мозаик собора Сан-Марко были напечатаны в период с 1868 по 1875 год. Сегодня фотографии Карло Найя хранятся во многих музейных собраниях, таких как Музей Гетти, Музей Метрополитен, Музей современного искусства Сан-Франциско и других.
Часть фотографий Карло Найя из фотоархива Третьяковской галереи посвящена мозаикам нартекса, которые представляют истории из Ветхого Завета: главные сюжеты – Сотворение мира и Вавилонская башня, а также жизнь Ноя, Авраама, Иосифа и Моисея. Можно предположить, что образцом для мозаик послужила Коттоновская Библия – богато иллюминированная рукопись ветхозаветной Книги Бытия на греческом языке, датируемая рубежом V–VI веков. Мозаика западного свода купола Авраама посвящена сюжету, который в Книге Бытия следует за историей Всемирного потопа, – сооружение Вавилонской башни. После смерти Ноя люди решили «построить себе город и башню, высотою до небес» (Быт. 11–4). В левой части мозаики реалистическое, отражающее венецианскую стройку ХIII века изображение строительства башни на фоне средневекового города. Справа – спустившийся с неба Создатель перед незаконченной башней смешивает языки и разделяет по четырем сторонам света людей, разгневавших Его желанием возвысить человека, но не Бога.

другие работы автора