Найя Карло (1819–1882)
Мозаики баптистерия собора Сан-Марко: «Танец Саломеи на пиру у царя Ирода», «Григорий Богослов» и «Святитель Иоанн Златоуст»
1868–1875
Размер - 18,5 x 24,6
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-420
Собор Святого Марка на одноименной площади в Венеции – уникальный архитектурный шедевр, символ венецианского искусства. Святой Марк, один из евангелистов, считается покровителем города. В 832 году на месте нынешнего собора для хранения мощей святого была построена часовня, которую позднее уничтожил пожар. К концу X века базилика была восстановлена, а в 1063 году началось строительство нового здания по образцу храма Святых Апостолов в Константинополе. В 1094 году собор был освящен, но работы по расширению и украшению продолжались еще долгие годы: в XII веке началась облицовка собора мрамором и были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в XIV веке пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV – капелла Масколи и сакристия. Декорирование интерьера Сан-Марко шло в течение второй половины XII и всего XIII века. В результате столь длительного периода работ над убранством собора во внешнем виде и интерьере базилики видны следы византийского, романского и исламского влияния, а также элементы готики. Базилика долгое время была дворцовой капеллой и находилась в юрисдикции венецианских дожей, а в 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастелло была перенесена кафедра патриарха Венеции, и он стал кафедральным собором города.
Этот храм называют «золотой базиликой» благодаря уникальным мозаикам, покрывающим внутреннюю часть куполов, сводов и стен. В качестве материала использовалась смальта разных цветов, выкладываемая поверх золотой фольги. Золотой фон объединяет все изображения, одновременно символизируя собой Божественный свет. Мозаики задумывались как цельное действие, развертывающееся в храме, и служат своего рода духовным посланием, повествующим об истории спасения человеческого рода, о жизни и деяниях Христа. Английский теоретик искусства Джон Рёскин сравнивал собор с Библией, называл его «храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде».
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся фотографии мозаик собора Святого Марка, сделанные одним из наиболее известных и успешных венецианских фотографов XIX века Карло Найя. Он одним из первых стал снимать туристические достопримечательности города, начал производство фотографий венецианских памятников архитектуры и произведений искусства, покупателями которых были многочисленные путешественники со всего мира. Найя поселился в Венеции в 1857 году и первоначально сотрудничал с известным издателем Карло Понти, распространявшим его репродукции, затем стал работать самостоятельно. В 1868 году Найя открыл большой магазин на площади Сан-Марко, что укрепило его профессиональный статус как одного из лидеров на рынке венецианской сувенирной продукции. Его студия в конце XIX и начале XX века была одной из самых крупных в Венеции и Италии, с международным рынком сбыта. Используя широкоформатные обзорные камеры, Найя фотографировал архитектуру, панорамы, произведения искусства и сцены городской жизни. За годы работы он составил настоящую визуальную летопись, которая стала ценным архивом архитектурного и художественного наследия города, а также частью истории фотографии. В период с 1864 по 1882 год его предприятие выпустило серию каталогов репродукций достопримечательностей области Венето. Благодаря этим изданиям можно предположить, что фотографии мозаик собора Сан-Марко были напечатаны в период с 1868 по 1875 год. Сегодня фотографии Карло Найя хранятся во многих музейных собраниях, таких как Музей Гетти, Музей Метрополитен, Музей современного искусства Сан-Франциско, и других.
Баптистерий находится в южной части собора. Эта капелла сооружена в первой половине XIV века по распоряжению дожа Андреа Дандоло. В середине XX века была проведена реставрация, в ходе которой выяснилось, что изначально помещение баптистерия являлось частью нартекса. Стены баптистерия облицованы мрамором, а своды, купол и люнеты украшены мозаичными изображениями. Мозаики баптистерия – это цикл изображений, рассказывающих о жизни Иоанна Крестителя, последнего пророка Ветхого и первого пророка Нового Завета. Иоанн – предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии и готовивший иудейский народ к этому событию. Иоанн много лет жил в пустыне, готовя себя постом и молитвой к великому служению, пока Господь не призвал его к проповеди. Повинуясь этому призванию, Иоанн явился на берега Иордана и обратился к людям, проповедуя покаяние и крещение. Пришел к нему креститься и Иисус Христос.
В своих проповедях Иоанн, призывая к покаянию, обличал как пороки простых людей, так и грехи и злодеяния сильных мира сего. Иоанн выступил против брака царя Ирода с женой его сводного брата Иродиадой, чем вызвал гнев правителя, который заключил пророка в темницу. Народ любил Иоанна, и казнить его царь не решился. На пиру в честь дня рождения Ирода дочь Иродиады Саломея «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую ее просьбу. Она попросила голову Иоанна Крестителя, и «царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». Танец Саломеи на пиру – эпизод, который вдохновлял многих художников и поэтов: Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, Оскара Уайльда, Рихарда Штрауса, Гюстава Флобера. Можно увидеть этот сюжет и в мозаиках баптистерия.
На фотографии – люнет над проходом из баптистерия в собор. Мозаика была создана в середине XIV века. Слева и справа на парусах купола – изображения святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые почитаются как отцы церкви, сыгравшие огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения.

другие работы автора