Гросицкий Андрей (род. 1934)
Тандем
1989
Размер - 122 x 140
Материал - оргалит
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4965
Поступило от РОСИЗО. 1993
Андрей Гросицкий принадлежал к поколению художников-шестидесятников. В начале 1970-х он разрабатывал собственную образность и пластический язык, назвав свои нестандартные натюрморты картинами-объектами. Такое название связано с изображенными на них предметами. «Героями» его живописных произведений часто становились отжившие свой век части разрушенных технических устройств, выражая идею бренности всего сущего. В этой связи зрителю вспоминается предыстория этого поджанра натюрморта – аллегорические полотна малых голландцев ХVII века на тему «memento mori».
В картине «Тандем» художник в стилистике живописной имитации строит предметный мир на основе объединения/противопоставления форм, материалов, колорита, реального и придуманного. Округлые формы разбитой скрипки и жесткие линии металлической детали, отсылки к музыкальному искусству и техническому производству звучат как теза и антитеза гармонии.
Предмет становится символом итога жизни. Кроме того, образ деструкции в творчестве Гросицкого утверждает в том числе идею своего рода антисалона.
В контексте искусства ХХ века можно говорить о соприкосновении метода Гросицкого с таким актуальным направлением, как поп-арт с его обращением к обыденной предметности, отраженной в измененных материалах объекта и его масштабе. Одновременно произведения художника можно воспринимать и в контексте ready-made, переосмысливающего внехудожественный предмет с точки зрения эстетического восприятия.