Николай Лапшин редко работал над пейзажами с натуры. Чтобы писать на улицах Ленинграда, следовало иметь письменное разрешение органов правопорядка. Получение такой бумаги, а также ее предъявление по требованию, видимо, не привлекали художника, поэтому маслом он предпочитал писать виды, открывающиеся из окон друзей, знакомых, разных учреждений. Над многочисленными пейзажами в технике акварели Лапшин работал иначе: пристально наблюдал, запоминал, а затем в мастерской писал пейзажи по памяти, часто создавая серию изображений одного и того же мотива. Такое дистанцирование от натуры позволяло создавать тщательно продуманные, хорошо скомпонованные произведения, четко разделенные на планы и гармонично организованные в цвете. Хорошая зрительная память помогала представить вид из конкретной точки городского пространства, очертить узнаваемые силуэты зданий.
К счастью, Лапшин точно датировал большинство своих работ. В феврале 1940 года он создал серию акварелей, на которых изобразил одно и то же загадочное место. На всех пейзажах видна протяженная светло-коричневая ограда. На обороты двух листов, поступивших в Третьяковскую галерею, была нанесена надпись, поясняющая изображение на лицевой стороне: «Канал Грибоедова». Надпись не принадлежала автору. Возможно, тот, кто ее сделал, перепутал ограду, представленную на акварелях, с оградой Финансово-экономического института на канале Грибоедова, хотя при ближайшем рассмотрении они непохожи.
Прояснить ситуацию помогла работа из собрания «KGallery» в Санкт-Петербурге – акварель Николая Лапшина «Зима», также датированная началом февраля 1940 года. Кроме уже знакомой ограды, на ней был изображен один из мраморных верстовых столбов, установленных в 1770–1780-е годы вдоль дороги в Царское Село и до сих пор сохранившихся в нескольких местах Петербурга. Благодаря этой детали удалось определить, что Лапшиным была изображена ограда 1-го Ленинградского артиллерийского училища им. Красного Октября, находившегося на Международном (сейчас Московском) проспекте. До наших дней металлические ворота в прежнем виде не сохранились (но видны на старых фотографиях училища), ограда также была частично снесена. В результате этих изысканий изменились названия акварелей.
Пейзаж «Зима на Международном проспекте. II» датирован автором 11 февраля 1940 года. В тот же цикл входит
«Зима на Международном проспекте. I», созданная на два дня раньше. По сравнению с первой, вторая версия зимнего городского вида меньше связана с натурными впечатлениями, очищена от целого ряда деталей. Представленный образ кажется более гармоничным, приподнятым над реальностью. Эти акварели наглядно демонстрируют ход работы Николая Лапшина: от конкретики – к обобщению, от точного воспроизведения – к гармонизации натуры.