Гороховский Эдуард (1929-2004)
Половина. Триптих
1983
Размер - 116 x 116
Материал - оргалит
Техника - масло, шелкография
Инвентарный номер - ЖС-5912
Дар автора. 1999
Серьезное увлечение искусством фотографии привело известного художника-концептуалиста, графика и архитектора Эдуарда Гороховского к идее создать новый для отечественного искусства жанр на стыке фотографии и живописи. По приглашению своего друга, известного московского книжного графика Виктора Пивоварова, в 1974 году Гороховский переехал из Новосибирска в Москву, присоединившись к творческой лаборатории единомышленников-концептуалистов, с большим желанием найти собственный уникальный артистический язык. Мастер искал точку сближения и гармоничного сопряжения двух видов изобразительного искусства, где важен переход от эмоционального впечатления к рациональному осмыслению собственного произведения «в процессе противопоставления фотографии как картины – картине как фотографии».
Он наработал большое количество уникальных авторских формальных и содержательных приемов, учитывающих открытия поп-арта и фотореализма, которые позволили выделить его произведения в отдельный жанр под названием «photo-based art». Используя в своих работах диалектический подход, он сталкивал плоскость холста с глубиной фотоизображения, наслаивал отпечатки снимков, перенесенных с помощью трафарета, имитировал фотоизображения с помощью арсенала живописных приемов. Продуцировал и множил идентичные образы, экспериментируя с форматом, масштабом, композиционными и перспективными построениями.
Триптих состоит из равных квадратов спектральных цветов – серого, белого и черного, на каждом из которых проявляется одно и то же изображение, разделенное симметрично на две части по вертикали, но интерпретированное всякий раз по-новому. Разное прочтение заключает в себе как технический, так и смысловой эксперимент на основе набора композиционных и выразительных приемов станковой живописи и фотографии, сочетая на холсте результат рукотворного и механистического изображения.
За основу Эдуард Гороховский взял авторский снимок дружеского застолья, сделанный в собственной квартире, где почти ежедневно собирались его соседи по дому – московские художники-концептуалисты В. Пивоваров, И. Чуйков, И. Кабаков и другие. Снимок стал своеобразным групповым портретом в интерьере, на котором присутствуют Владимир Тарасов – джазовый музыкант, барабанщик, композитор, коллекционер, участник известного советского джазового «Трио Ганелина», Илья Кабаков – художник, график, лидер московского концептуализма, художница Галина Малик – супруга Ивана Чуйкова. Это была попытка автора зафиксировать место, время, атмосферу пространства «объективно», воплощая сугубо жизненную достоверность, что подтверждалось введением в изображение приемов фотопечати – растр, кадрирование и монтаж. Используя выразительные средства живописи – цвет, свет, линию, пятно, ритм, фактуру, например, раскрашивая фотографию в определенной цветовой гамме или записывая изображение персонажей масляными красками и превращая их в абстрактные фигуры, автор вносил в композицию субъективный, личностный взгляд, наделяя изображение новыми смыслами и интерпретациями.