Маковский Егор (1802-1886)
Два натурщика
1834
Размер - 66 x 49,6
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Р-3911
Егор Иванович Маковский – московский чиновник, бухгалтер Экспедиции кремлевского строения, художник-любитель.
В 1830 году вместе с группой таких же энтузиастов, среди которых были выпускники Академии художеств живописцы А.С. и В.С. Добровольские и И.Т. Дурнов, литограф А.С. Ястребилов, адъютант Московского генерал-губернатора князя Голицына Ф.Я. Скарятин, отставной полковник Н.А. Майков (отец известного поэта), итальянский скульптор Дж. Витали, Егор Иванович принял участие в организации в Москве рисовального натурного класса. Впоследствии класс вырос в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – крупнейшее художественное учебное заведение, по статусу близкое Академии художеств.
Маковский сам занимался в московском натурном классе, а 1 сентября 1834 года участвовал в «третном» экзамене в Петербургской Императорской Академии художеств, представив на суд профессоров этот лист.
По рисунку с обнаженной натуры в Академии экзамены сдавали ежемесячно, а раз в треть года проходил большой («третный») экзамен, для которого специально ставилась группа из двух натурщиков в позах, несших различную пластическую нагрузку (один изображал активность, напряжение, действие, другой находился в расслабленном состоянии), чтобы ученик мог продемонстрировать и свои возможности, и усвоенные навыки.
Законченные рисунки подавались на рассмотрение преподавателей анонимными, профессора не знали, кто автор – постоянный ученик Академии, с детских лет воспитывавшийся в ее стенах, или 32-летний московский чиновник-энтузиаст. В рисунке оценивалось всё: умение построить фигуры и справиться с ракурсами, а также организовать композицию листа в целом, красота и благородство контурных линий, изящество штриха, гармония светотени и прочее. Две лучшие работы награждались поощрительными серебряными медалями «За успехи в рисовании» – большой («первой») и малой («второй»).
Рисунок Маковского получил малую серебряную медаль. Неважно, что удостоверявший награду академический секретарь перепутал имя, назвав медалиста Иваном. Для Егора Ивановича эта медаль стала своеобразным итогом долгого и трудного пути в освоении техники рисунка – основы изобразительного искусства.