Матвей Чижов – скульптор, известный прежде всего своими жанровыми произведениями. Одна из наиболее ярких его работ – «Крестьянин в беде» (1873, мрамор), представленная в экспозиции Третьяковской галереи. Он активно работал также в монументальной скульптуре. На протяжении ряда лет мастер сотрудничал с М.О. Микешиным, участвуя в реализации его грандиозных замыслов, среди которых памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1861) и памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873). Микешин создавал графические проекты, а воплощали их в скульптурных формах многие профессиональные мастера. Так, фигуру Екатерины II для памятника в Петербурге выполнил именно Чижов.
Скульптор неоднократно обращался к образу Екатерины II. В честь 100-летия присоединения Крыма к России в 1883 году был проведен конкурс на создание памятника императрице в главном городе Таврической губернии – Симферополе. Чижов принял участие в конкурсе, выставив композицию, схожую с этой статуэткой. Однако реализован был проект скульптора Н.А. Лаверецкого.
Чижов представил императрицу сидящей в кресле в глубокой задумчивости за чтением бумаги, текст которой, вероятно, и погрузил ее в размышления. Государыня одета в официальное платье, голова убрана диадемой, часто изображавшейся на прижизненных портретах Екатерины II, в том числе на работах Ф. Шубина, на ее плече лента ордена Андрея Первозванного. Но при всем внимании к этим атрибутам государственности образ молодой императрицы подан с ноткой теплоты и лиризма, что свидетельствует о новых, демократических веяниях в искусстве второй половины XIX века.