Первый балетный сезон дягилевской антрепризы в Париже состоялся в 1909 году. В это время С.П. Дягилева в основном интересовала опера, «балет же везли только в придачу». Постановка «Половецких плясок» была задумана как дополнительный акт к опере «Князь Игорь» на музыку Александра Бородина, где Ф.И. Шаляпин блистал в роли Кончака.
Михаил Фокин при создании балета ввиду недостатка исторического и этнографического материала положился больше на воображение и на музыку. Хореографу удалось увеличить роль танцевального ансамбля, который уже «являлся не фоном, не аккомпанементом, а коллективным действующим лицом».
Успех премьеры был оглушительным, балет затмил оперу, «на время забыли даже про Шаляпина», – писал режиссер дягилевской труппы Сергей Григорьев. А. Бенуа так характеризовал силу фокинского ансамбля: «Наши же незаменимые балетные артисты с таким жаром отдались своей роли (можно сказать, что у всех была именно одна роль), так переживали ее, так перевоплощались в каких-то древних героических дикарей, в чутких степных девушек и в подобия индусских баядерок, что не поверить тому, что происходило на сцене, оказывалось невозможным». Большое впечатление производило художественное оформление, выполненное по эскизам Николая Рериха (
«Половецкий стан. Эскиз декорации к опере “Князь Игорь”»).
Роль Главного воина Фокин разрабатывал под физические характеристики Адольфа Больма. «У Больма тяжелые большие ступни ног и сутулая спина. Теперь, когда я вижу Воина с маленькими ножками и прямой спиной, это мне мало нравится», – писал хореограф. Репертуар Больма был обширный, он исполнял партии Амуна («Клеопатра»), Путника («Тамара»), Царевича («Жар-птица») и др. Однако образ воина в «Половецких плясках» остался особенным в его творчестве: «Это самая лучшая его роль, и он остался самым ее лучшим исполнителем. Много видал я “Главных воинов”, но для меня Больм остался “incomparable” [несравненным – франц.]», – писал Фокин.
Фотограф П.И. Шумов запечатлел легендарный сценический образ артиста. Больм в гриме и костюме половчанина, в прыжке с поднятым в левой руке луком и отведенной назад правой рукой, готовый к атаке, воплощает в себе дух мифического народа.
Известный в кругах русской интеллигенции в Париже Шумов открыл свое ателье в 1911 году. В 1910–1920-е годы он создал галерею образов артистов «Русского балета»: А. Больма, Л. Мясина, Л. Соколовой, О. Спесивцевой, В. Немчиновой, Н. Зверева и др.