Рылов Аркадий (1870-1939)
Зеленый шум
1904
Размер - 80,3 x 107,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5820
Поступило из Государственного музейного фонда. 1924
Аркадий Рылов стал известен с начала 1900-х годов. Избранный в 1901 году действительным членом объединения «Мир искусства», художник способствовал распространению стиля модерн в пейзаже, особенно его «северного» варианта. Во многом он разделял эстетические принципы скандинавских живописцев Фрица Таулова, Ээро Ярнефельта и Акселя Галлен-Каллелы, выражавшиеся в своеобразной эпичности пространства, тонкой декоративности линий, локальности цветовых пятен, плоскостности форм. Квинтэссенцией натурных впечатлений, преобразованных согласно этим задачам, стала картина «Зеленый шум». Она потребовала нескольких лет напряженной работы, прежде чем автором была найдена окончательная композиция. Подготовительный материал датируется 1902–1904 годами: «Зеленый шум. Этюд к картине», «Береза над рекой Вяткой» (обе 1902, ГРМ). «Сначала я не мог привыкнуть писать этюды в этой массе листвы и сложной форме деревьев, потом увлекся передачей блеска жаркого дня и игрой солнца на листве. Делал опытные этюды через выпуклое зеркало, свет и краски в нем концентрируются, кажутся определеннее и яснее, и тогда я увидел, что дневной свет надо писать в холодных тонах», – вспоминал художник о той поре. В собрании Третьяковской галереи находится первоначальный вариант картины, которая сочинялась как мажорная и восторженная симфония, выражающая весеннее обновление природы. Рылов следовал наставлениям своего учителя Архипа Куинджи, прежде всего стараясь выразить мысль, одушевляющую изобразительные формы. Не случайно в название картины вошли строки стихотворения Н.А. Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум!», отражающие идеальный образ русской природы, овеянной ликующим ветром.
Работа над «Зеленым шумом» окончательно сформировала оригинальную и узнаваемую авторскую манеру, став вехой в биографии Рылова. «Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру».
Одноименный вариант-повторение (1909) находится в Киевском музее русского искусства; этюды для картины (1902, 1904) – в Государственном Русском музее.