Аполлинарий Горавский, один из трех братьев-художников Горавских, учился в Императорской Академии художеств в 1850–1854 годах, затем совершенствовал свое мастерство в Женеве, Париже и Риме. В 1861 году получил звание академика. В 1860-е годы Горавский был постоянным корреспондентом П.М. Третьякова, сообщая ему в письмах о выставках, проходивших в Академии художеств, и рекомендуя произведения и авторов для коллекции. Хотя живописец больше занимался пейзажем, в собрании Третьяковской галереи он представлен в основном как портретист, автор изображений выдающихся деятелей русской культуры XIX века: ректора Академии художеств Ф.А. Бруни (
Портрет Ф.А. Бруни. 1871, ГТГ) и купца и промышленника К.Т. Солдатёнкова.
Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818–1901) происходил из семьи старообрядцев и был одним из крупнейших текстильных фабрикантов. Широкую известность он приобрел благодаря издательской и благотворительной деятельности. Солдатёнков входил в круг московской интеллигенции, руководимый Т.Н. Грановским, и основал книжное издательство, где впервые были опубликованы роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», труды историков И.Е. Забелина и В.О. Ключевского, книги по экономике и искусствознанию, а также произведения мировой литературной классики, в частности «Илиада» Гомера. С 1840-х годов Солдатёнков занимался коллекционированием произведений русского изобразительного искусства, прежде всего современного. В собрание, завещанное им московскому Румянцевскому музею, входили работы А.А. Иванова, П.А. Федотова, К.П. Брюллова, В.Г. Перова и многих других живописцев XIX века. На портрете просветитель и коллекционер выглядит современным и элегантным, в его образе мало что напоминает о купеческом сословии, к которому он принадлежал. Горавский соединил в изображении фотографическую точность сходства и эффекты салонной живописи, явно польстившие заказчику.