Портрет художника Владимира Егоровича Маковского (1846–1920) исполнил один из лучших скульпторов своего времени – Владимир Александрович Беклемишев. Он получил общественное признание и звание академика Российской академии художеств за жанровые композиции «Беглый раб», «Христианка первых веков» (обе – ГРМ), «Горе». Однако именно портрет занимал важное место в его творчестве. В каждом бюсте, статуэтке скульптор стремился к психологической выразительности, передаче глубины человеческих переживаний, будь то
горячий порыв юноши, или
задумчивый облик химика Н.Н. Бекетова, или
самоуверенность коллекционера И.Е. Цветкова (все – ГТГ).
Бюст Владимира Маковского выполнен в традициях русского реалистического портрета последней трети XIX века. Выбрана фронтальная постановка фигуры с легким наклоном головы вперед. Скульптор очень метко уловил состояние художника, его раздумья, грусть. При сравнении бронзового бюста с живописным
«Автопортретом» художника (1905, ГТГ) очевидно внешнее сходство модели. Скульптор точно передал аристократическую наружность, тонкие черты лица живописца. Известно, что самому Маковскому очень нравился его скульптурный портрет, он считал его «художественным произведением, достойным занять место во всякой Русской Художественной галерее». Этот бюст художник рекомендовал приобрести своему другу коллекционеру И.Е. Цветкову для его музея. В одном из писем Цветкову Маковский писал: «Несмотря на теперешнее скучное и тяжелое время, с меня вылепил бюст В.А. Беклемишев, и, по-моему, очень удачно… Я рекомендую Вам приобрести и заказать мой бюст из бронзы… У вас будет уника». Современники оценили этот портрет. Особенно интересно высказывание Ильи Репина, назвавшего работу «живым бюстом».
В 1906 году И.Е. Цветков заказал бюст Маковского у скульптора. Отливка в бронзе была выполнена в бронзолитейной мастерской Карла Робекки. В собрание Третьяковской галереи портрет Владимира Маковского был передан после расформирования Цветковской галереи в 1927 году.