Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти И.Вишнякова – один из ряда парадных портретов русских правителей, исполненных в XVIII веке. Воплощавшие незыблемую власть монарха, такие полотна отличались большим размером. Их композиция обязательно включала изображение знаков монаршей власти – скипетра, державы, короны и горностаевой мантии, регалий и наград государя. Фоном обычно служили условный занавес и колонна. К тому же роду полотен относятся портрет императрицы
Анны Иоанновны кисти Л.Каравака (1730),
портрет Петра III кисти А.П.Антропова (1762, оба в Третьяковской галерее) и другие.
Портрет Елизаветы Петровны (1709–1762), российской императрицы из династии Романовых, дочери императора Петра I и Екатерины I, исполнен художником по заказу Сената. Вишняков получил эту работу неслучайно. За год до написания картины он участвовал в оформлении коронационных торжеств в Москве по случаю вступления на престол Елизаветы Петровны.
Портрет написан по образцу произведений придворного живописца Л. Каравака, неоднократно изображавшего императрицу и имевшего большой успех. Вишняков ранее учился у этого мастера, но не стремился к полному следованию его манере. Фигура Елизаветы Петровны трактована более плоскостно, узор платья не соответствует его складкам. Это качество полотна отражает тяготение русского художника к традициям
парсуны. Серое муаровое платье государыни привлекает тонкостью живописной манеры. Его подол с
рокайльным узором из стилизованных цветов, завитков и «трельяжных сеток» исполнен с особой тщательностью и достоверностью. Вишняков любил изображать муар в своих портретах, используя при этом притягательную жемчужную цветовую гамму.
Картина предназначалась для Сенатского зала. Таким образом императрица символически присутствовала на всех заседаниях. Полотно неоднократно воспроизводилось другими художниками — копии с него украшали интерьеры присутственных мест.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти И.Вишнякова является ярким примером парадного портрета эпохи
рококо.