Вишняков Иван (1699-1761)
Портрет князя Ф.Н. Голицына в детстве
1760
Размер - 119 x 68,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.30686
Приобретено у Е.П.Голицыной. 1951
Иван Яковлевич Вишняков был одним из крупнейших русских художников середины XVIII века. Хотя до нас дошли лишь единичные его произведения, хранящиеся в музейных собраниях, они позволяют судить о масштабе его дарования. Третьяковская галерея обладает двумя бесспорными картинами мастера: парадным портретом Елизаветы Петровны (1743) и князя Ф.Н. Голицына.
Детские образы занимали особое место в творчестве Вишнякова. Кроме представленного, известны принадлежащие его кисти портреты юных брата и сестры С.-Э. Фермор (1749) и В.-Г. Фермор (вторая половина 1750-х; оба – Русский музей). Как и было принято в то время, живописец представил девятилетнего князя похожим на маленького взрослого. Фёдор Николаевич Голицын (1751–1827) одет в мундир Конного полка, куда он был записан при рождении, что нередко практиковалось в кругу дворян. Немногочисленные аксессуары, такие как сабля в ножнах и выглядывающий из-за треуголки оружейный ствол, должны создать образ бравого вояки. Этому же способствует и уверенная поза мальчика с решительным поворотом головы и твердой поступью. С мужественной внешностью контрастирует хрупкое телосложение и нескладная фигура ребенка.
В реальной жизни Ф.Н. Голицын не был склонен к военным забавам. Князь рано охладел к военной службе, слыл интеллектуалом и мечтал о дипломатическом поприще. Племянник графа И.И. Шувалова, он перенял у дяди любовь к литературе и искусству, свободно владел несколькими языками, переписывался с Н.М. Карамзиным и А.С. Грибоедовым. Душевный склад князя вернее передает скульптурный бюст работы Ф.И. Шубина (1771), созданный во время пребывания Ф.Н. Голицына в Риме.
Портрет происходит из родового подмосковного имения Голицыных Петровское. После 1917 года он был вывезен оттуда владельцами, и лишь в 1951 году Третьяковская галерея выкупила его у потомков героя портрета.