Колесов Алексей (1834-1902)
Крестьянка, подающая солдату пить
1859
Размер - 91 x 64
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-756
Приобретено у Н.И. Дуниной-Барковской, Москва. 1974
Ныне почти забытый художник Алексей Колесов родился в купеческой семье в Коврове Владимирской губернии. В 18 лет против воли родителей отправился пешком в Москву, чтобы поступить в Художественные классы (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества), где проучился с 1852 по 1856 год у профессоров С.К. Зарянко и А.Н. Мокрицкого. В 1856 году получил от Императорской Академии художеств звание неклассного (свободного) художника по портретной живописи. Лишь спустя 20 лет получил звание классного художника 3-й степени за портреты историка С.М. Соловьева, писателя Н.А. Чаева, публициста Н.Г. Гилярова-Платонова, иконописца Т.Е. Мягкова и этюды «Неаполитанец», «Женская головка».
Среди написанных художником произведений большой реалистичностью и мастерством выделяются портреты С.К. Зарянко, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, П.П. Семенова-Тян-Шанского. С 1880-х годов занимался иконописью и заведовал Училищем иконописания и ремесел Московского Епархиального ведомства. В доме Колесовых в Выполозовом переулке поощрялась любовь к искусству, к театру и музыке, в нем бывали А.Н. Островский, Г.И. Успенский, художники А.П. Боголюбов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, театральные артисты. Все шестеро детей художника, как и он сам, играли на разных музыкальных инструментах, участвовали в любительских спектаклях. Трое сыновей успешно окончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1890 году ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина.
В ранней жанровой картине Алексея Колесова представлен один из наиболее часто встречающихся песенных сюжетов. Немолодой солдат, возвращающийся с военной службы, по пути к родном дому встречает девушку-крестьянку, несущую на коромысле полные ведра воды. Держащий ее за руку мальчик с настороженностью и любопытством смотрит на усталого путника. Незамысловатый сюжет исполнен по канонам классического искусства. Строгие, почти античные черты лиц персонажей, внимательно выписанные детали, сбалансированные цвета и светотеневые контрасты, гладкая эмалевая поверхность живописи напоминают о традициях школы С.К. Зарянко, верным последователем которой был А.М. Колесов.