Работа Валерия Кокурина «Вечерний Ростов» – яркий пример произведения, принадлежащего к самобытной владимирской живописной школе. Ее основополагающий признак – использование всех возможностей цвета, его силы и мощи, контрастов и диссонансов, декоративности и эмоциональности. Основателями этого явления в отечественном искусстве считаются Владимир Юкин, Ким Бритов и Валерий Кокурин, чей узнаваемый стиль сформировался из наследия народного искусства, древнерусской иконописи и мстёрской лаковой миниатюры. Художественное своеобразие полотен владимирцев, впервые заявивших о себе на I Республиканской художественной выставке «Советская Россия» 1960 года, – в вызывающей смелости цветосочетаний, широком темпераментном мазке, использовании разнообразной фактуры, упрощенности и плоскостности изображения. Очевидно также объединяющее владимирских художников тяготение к воссозданию в живописи памятников древнерусского зодчества, которыми богата российская провинция.
В «Вечернем Ростове» Валерия Кокурина – один из лучших панорамных видов, открывающийся на город с озера Неро. Склонный к импровизации и фантазии художник стремится к образно-эмоциональному воспроизведению древней архитектуры, к выявлению ее поэтической сущности и, как следствие, отходит от прямого следования натуре не только в работе с цветом, но и в композиции. Он свободно обращается с пространством и масштабом, производит композиционные сдвиги и упрощает внешние формы, при этом сохраняя узнаваемый облик памятников Ростовского кремля – древнего Успенского собора, отдельно стоящей звонницы с четырьмя пролетами для колоколов, золотой маковицы Спаса на Сенях, пятиглавия надвратных храмов, а также голубых куполов церкви Спаса на торгу, стоящей рядом с Кремлем внутри гостиного двора.
Убеждение Валерия Кокурина, что «все можно выразить цветом: восторг, оптимизм, чувства», воплощается в невероятной цветовой экспрессии его живописи. «Вечерний Ростов» поражает насыщенностью колорита и яркостью чувств. На фоне красного неба и огромного алого солнца горит охра кремлевских стен, изумрудом и голубцом сияют купола его храмов. Эта лубочная красочность поддержана и усилена яркими локальными цветовыми пятнами, окрашивающими тесно примыкающие к Кремлю деревянные дома и лодки на берегу озера. Фантастический колорит, далекий от натуры, создает впечатление сна или сказки.
Живопись Валерия Кокурина, который даже среди смелых владимирских живописцев был одним из самых ярких и самобытных колористов, по-особенному чувственна и эмоциональна. В ней проявляется темперамент, жизнелюбие и искренность художника.