Кокурин Валерий (1930–2019)
Покров
1974
Размер - 62 x 92
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6637
«Покров» Валерия Кокурина можно рассматривать как квинтэссенцию такого самобытного явления в отечественном искусстве, каким стал «владимирский пейзаж». Созданный художниками, живущими на земле древнего города Владимира, он характеризуется цветовой насыщенностью, повышенной эмоциональностью и упрощенным рисунком, что обнажает суть предметов и явлений и придает изображению невероятную выразительность.
Покров – один из любимых праздников русского народа, в котором переплетались религиозные верования и приметы повседневной жизни. К 1 (14) октября заканчивались все полевые работы и начиналась пора осенних свадеб, и потому Покров Пресвятой Богородицы, как символ заступничества за православных христиан, давно соединился с представлением о первом, укрывающем землю снеге и с обычаем покрывания женщиной головы после замужества. Праздник Покрова, сохранивший свою притягательность с XII века до наших дней, было принято встречать весело, чтобы зима прошла без осложнений.
Картина Валерия Кокурина по-праздничному яркая, мажорная и оптимистичная. Цветовая гамма строится на сочетаниях чистых и звучных красок. На фоне яркой бирюзы неба горит пламя осенних деревьев, одетых в «багрец и золото». Золото разлито и на земле, покрытой высохшей травой с небольшими островками первого снега, а багрец повторяется в окраске деревенских домов. Примечательно сохранение интенсивности цвета на заднем плане картины, поскольку Валерий Кокурин, как и другие владимирские художники, обычно игнорировал передачу световоздушной среды. Дополнительный декоративный эффект создает и шероховатая поверхность пастозной живописи, имитирующей фактуру предметов. Для этого владимирцы нередко добавляли в свои краски опилки или левкас. Валерий Кокурин подмешивал красную глину, чтобы усилить цвет будущего полотна.
Изображение высоких стройных берез, про которые художник говорил, что «с ними ассоциируется для него удивительный свет осени», предельно обобщено. Также упрощено изображение людей, выполненное несколькими, кажущимися небрежными, мазками. При этом позы и жесты так выразительны, что создается ощущение, как будто слышишь их разговоры. И всё пронизано живым юмором автора – и розовый цвет двух поросят, которых сопровождает женщина, и мужичок с гармошкой, и его разудалый визави с рукой, поднятой вверх то ли для приветствия и объятий, то ли в готовности к пляске.
Из красок природы, из пестрого быта веками сохраняющегося уклада жизни русского народа, из его оптимизма и жизнерадостности впитали энергию цвета и повышенную эмоциональность своих полотен художники владимирской живописной школы, ставшей ярчайшей страницей в истории отечественного искусства.