Рукавишников Александр (род. 1950)
Инструктор каратэ (В. Пак)
1977
Размер - 136 x 108 x 75
Материал - кованая медь
Инвентарный номер - СКС-1356
Приобретено у автора. 1985
Произведение Александра Рукавишникова «Инструктор каратэ (В. Пак)» обращено к важной в творчестве скульптора теме восточных боевых искусств. Ей также посвящены многие другие работы художника, среди которых «Тхеквондо» (1981), «Айкидо» (1985), «Сумо» (1992) и «Кано Дзигоро» (2000). Появление этих произведений в творчестве мастера не случайно. Спорт – одно из главных увлечений в жизни Александра Рукавишникова после скульптуры. В 1972–1977 годах он занимался каратэ под руководством заслуженного тренера России А.Б. Штурмина и стал обладателем черного пояса школы СЭНЭ (система эффективной нейтрализации противника). В 1990 году Рукавишников стал президентом Московской федерации каратэ, в 2005 году выполнил статуэтку-приз Российского союза боевых искусств.
Скульптурная композиция «Инструктор каратэ» портретна, художник изобразил в ней своего приятеля Виталия Пака. Зная боевые искусства изнутри, Рукавишников верно передал отточенную позу стойки каратиста, ее строгую симметрию и выразительный силуэт. Широко расставив ступни ног, Пак демонстрирует устойчивость, необходимую при нанесении удара и постановке блока. Он погружен в себя, являя образец единства души и тела − идеала каратэ, тесно сопряженного с восточной философией. О месте происхождения боевого искусства напоминает и другая особенность художественного решения скульптуры. Подчеркнуто графичные контуры ее объемов и очертания деталей, таких как изображение пояса, созвучны плавным линиям японской каллиграфии.
Фигура Виталия Пака выполнена в размере, приближенном к натуре. В пластическом решении произведения очевидно стремление мастера к обобщению и цельности форм. Этой цели послужила и избранная при его создании техника медной ковки – весьма трудоемкий процесс, редко применяемый в круглой скульптуре. Упомянутые особенности позволяют работе находиться на стыке между станковым и монументальным произведением.