Лето в городе
Патрон шедевра
Рукавишников Александр (род. 1950)
Лето в городе
1985
Размер - 195 x 67 x 71
Материал - гипс тонированный, мрамор
Техника - роспись
Инвентарный номер - СКС-2504
Поступило из МК РФ. 1993
Александр Рукавишников – представитель одной из самых известных творческих династий России и необычайно разносторонний художник. Мастер создает монументальные и станковые произведения скульптуры, занимается живописью и графикой. Ему присущи смелые эксперименты с материалом и широкий стилистический диапазон – от реалистической трактовки образов до ярких гротескных стилизаций. Рукавишников получил образование в Московском государственном художественном институте имени Сурикова (мастерская Л.Е. Кербеля). Также ремеслу скульптора обучался в мастерской своего отца Иулиана Митрофановича Рукавишникова.
Моделью для произведения «Лето в городе» послужила жена скульптора Ольга. Однако было бы неверным отнести работу к жанру портрета. Сложный образ, созданный художником, перекликается с феноменом двойничества, получившим особенно широкое распространение в литературе. Имея множество вариаций воплощения и смысловых трактовок, в работе Рукавишникова он проявился в принципе принадлежности героини к двум разным мирам. Левая часть фигуры облачена в короткую юбку и пиджак и изображена на фоне архитектурного элемента, который напоминает фрагмент многоэтажного дома, облицованного керамической плиткой. В этих деталях читается облик современницы художника, советской горожанки из 1980-х годов, в то время как в правой части скульптуры ее одежда трансформируется в древнегреческий хитон, а архитектурное окружение – в колонну античного храма. Ключом к пониманию образа может служить книга в руках девушки как один из инструментов погружения в иную реальность.
Вечная проблема искусства, состоящая в противоречии между идеалом и действительностью, визуализирована в скульптуре в виде «двоемирия», в котором пребывает героиня. Дуализм ее состояния подчеркивается в произведении контрастами динамики парящей в шаге фигуры и статики архитектурных элементов, подвижности изгибающихся линий складок одежды и незыблемости четко очерченных каннелюр колонны.