Христинек Карл Людвиг (1732(1733?) - между 1792-1794)
Портрет девочки
1781
Размер - 63,5 x 47
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4444
Дар Комитета по охране памятников искусства и старины при Совете кооперативных съездов. 1918
«Портрет девочки» кисти Христинека – один из примеров камерного портрета конца XVIII столетия, наряду с «Портретом неизвестной в розовом платье» Ф.С.Рокотова (1770-е, Третьяковская галерея), «Портретом неизвестной в белом чепце» Г.Сердюкова (1772, Третьяковская галерея) и др.
Портрет характерен для творчества Христинека – успешного и плодовитого художника, работавшего по частным заказам горожан. С “факсимильной” точностью художник воспроизводит вышивку и кружево платья, неподвижные пряди волос парика и ленточку, придерживающую его. Хотя Христинек всю жизнь провел в Петербурге и относился к слою обрусевших немцев, его живопись сохраняла отголоски стилистики немецкой школы. С ней можно связывать его любовь к красочности, изображение цветочных букетов в портрете, скрупулезную точность в отображении всех качеств натуры.
Розовый цвет платья и цветка в волосах девочки становится камертоном всей красочной гаммы портрета. Он созвучен юному возрасту модели, как и светло-травянистая зелень ее кушака и листьев. Светлые кружево и вышивка платья усиливают свечение нежной девичьей кожи.
Отдельные элементы портрета имели аллегорическое значение, о котором сейчас можно только догадываться. Так, состав букета, вероятно, был неслучайным: каждый цветок в соответствии с принятым «языком цветов» сообщал о той или иной добродетели портретируемой.
Полотно соответствует традиции жанра детского портрета XVIII века и отражает представление современников художника о ребенке как «маленьком взрослом». Композиция, костюм, атрибуты характерны для женского портрета того времени. Однако живописцу удалось передать в образе благовоспитанной особы и непосредственность, присущую поведению ребенка. Она чувствуется в заинтересованном взгляде девочки и ее искренней улыбке.
Имя модели неизвестно, однако этот портрет был одним из четырех детских изображений, выполненных Христинеком и связанных, согласно легенде, с семьей архитектора Б.Ф. Растрелли. Портрет принадлежит к числу лучших детских портретов XVIII века.