Тимм Василий (Георг Вильгельм) (1820-1895)
Алжирка учит дитя ходить, заставляя его идти за черепахой
1845
Размер - 54,3 x 43
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24892
Поступило из ГМИИ им. А.С. Пушкина. 1939
Василий Фёдорович (настоящее имя – Вильгельм Фридрихович; Георг Вильгельм) Тимм за время многогранного творческого пути проявил себя как талантливый живописец, рисовальщик, акварелист, литограф, иллюстратор, карикатурист, этнограф и издатель. В изобразительном искусстве он в большей мере работал как жанрист, баталист, портретист и пейзажист.
В.Ф. Тимм был сыном рижского бургомистра Фридриха Готлиба Тимма и дочери сельского священника Юлианны фон Циммерман. Родная сестра В.Ф. Тимма – Эмилия известна резонансным браком с К.П. Брюлловым.
В 1835 году после окончания гимназии в Биркенру художник приехал в Санкт-Петербург. В 1835–1839 годах вольноприходящим учеником посещал классы батальной живописи А.И. Зауервейда – учителя рисования царских детей. Он познакомил В.Ф. Тимма с императором Николаем I, который стал заказчиком и покровителем художника. В 1835 году Тимм познакомился с французским баталистом О. Верне и по его приглашению в качестве ученика посетил Париж и Алжир. За время поездки Тимм создал множество живописных этюдов, карандашных набросков и несколько картин, которые выставил в парижском Салоне летом 1846 года. Среди них было полотно с трогательным сюжетом: «Алжирка учит дитя ходить, заставляя его идти за черепахой».
Перед зрителем – уголок залитого солнцем африканского города. Вдалеке виден белокаменный минарет. Слева в глубине композиции представлена торговая лавка, у которой стоят покупатели. В центре картины художник поместил фигуру ярко одетой темнокожей женщины. На ней белая рубаха и светлые панталоны с красными полосками. На груди объемный кулон. Ее плечи и голова прикрыты шалью и широкополой шляпой с броским орнаментом. Она сидит на земле, на краю своей накидки, и держит самодельную уздечку, на которую опирается шагающий ребенок. С трудом передвигаясь, он старается дотянуться до ползущей по песку черепахи, которую его мать тоже держит на веревочке.
В картине много экзотики, которую так любили художники романтического направления. Яркие локальные цвета, причудливая архитектура, уникальные южные растения, этническая утварь и одежда – все эти детали делают полотно Тимма ценным образчиком для подробного знакомства с бытийным миром другого континента.