Рослин Александр (1718-1793)
Портрет графини Е.А. Чернышевой
1776
Размер - 64,5 x 54
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4604
Поступило из Национального музейного фонда (собрание Голицыных). 1920
Екатерина Андреевна Чернышёва (1715–1779) была дочерью начальника Тайной канцелярии А.И. Ушакова. В 1738 году она вышла замуж за графа П.Г. Чернышёва (1712–1773). Вместе с супругом, русским посланником при разных европейских дворах, она большую часть жизни провела за границей.
Впервые графиня и ее супруг позировали модному живописцу А. Рослину в Париже в 1762 году (портреты известны по гравюре). Портрет из собрания Третьяковской галереи был исполнен в Петербурге, куда известный мастер прибыл в 1775.
Два изображения разделяют 14 лет, но разительная перемена образа, правдиво подмеченная художником, свидетельствует о непростом жизненном пути, пройденном графиней. В этой правдивости сказывается особенность художественной манеры мастера. В отличие от многих современников, он не идеализировал свои модели. На постаревшем лице Чернышёвой отразилась вся боль утрат и жизненных невзгод. Во взгляде модели, направленном словно сквозь зрителя, чувствуется усталость.
У нее было одиннадцать детей, и почти все умерли во младенчестве или отроческом возрасте от болезней. На момент написания портрета в живых оставались только две дочери. За три года до написания портрета она потеряла и супруга. Возможно, по этой причине графиня изображена в черном шарфе, который символизировал траур. Однако художник избегает передачи сильных эмоций и переживаний. Он придает лицу модели выражение любезной и спокойной обходительности, что также можно отнести к характерным приемам Рослина-портретиста.
В преклонном возрасте Е.А. Чернышёва, хотя и «держала открытый дом», редко бывала в обществе, дорожа своим одиночеством. Графиня представлена в домашнем костюме: просторной пелерине, которую часто надевали поверх домашнего платья, и чепце, также являвшемся элементом утреннего туалета. Костюм выполнен в белых тонах, которые были популярны среди пожилых женщин. Рослин мастерски передает фактуру тончайшего легкого кружева и гладкую поверхность атласной ткани. За его умение точно передавать красоту материального мира, внимательное отношение к деталям его особенно ценили современники. Говорили, что даже бриллиант «побежден его кистью».
Теплый отзыв о своей матери оставила дочь Е.А. Чернышёвой, Н.П. Голицына. В «Воспоминаниях» она пишет следующее: «Матушка являлась образцом для всех родительниц, в жизни ее не было большего удовольствия, как видеть нас счастливыми и одаривать всем возможным по ее силам, она была сама доброта и поддержка беднякам…». Портрет самой Н.П. Голицыной Рослин исполнил в 1777 году (Музей изящных искусств в Мальмё, Швеция).