Биарриц. Маяк
Патрон шедевра
Бенуа Альберт (1852-1936)
Биарриц. Маяк
Конец XIX-начало XX века
Размер - 42,3 x 66,6
Материал - бумага
Техника - акварель, белила, лак
Инвентарный номер - Инв.14094
Поступило в 1929 из ГМИИ
Старший брат художника и историка искусства Александра Бенуа и архитектора Леонида Бенуа, Альберт Николаевич был заметной фигурой в русской графике конца XIX века. Впрочем, слова «графика» тогда еще не существовало (оно появилось в статье Александра Бенуа в начале ХХ века). Все, выполненное на бумаге, именовалось рисунком: «рисунок карандашом», «рисунок акварелью».
Неоднократно бывая в Европе, художник много и с удовольствием писал небольшие пейзажи понравившихся ему мест. Эту акварель можно было бы назвать безмятежной – так спокоен и умиротворен пейзаж, если бы не тень на первом плане. Поскольку трудно предположить, что ее отбрасывает некая значительная постройка (берег абсолютно пустынен), скорее всего это тень от проплывающего облака. Она-то и вносит в безмятежный пейзаж легкое ощущение беспокойства, которое должно скоро пройти, как проплывают на небе облака.
Ученик известного акварелиста, петербургского академика Луиджи Премацци, Альберт Бенуа работал в традиционной для Императорской Академии художеств технике «акварели по сухому». То есть бумага почти не увлажнялась, зато вобравшая воду кисть с краской оставляла на ней красивый живописный след. Это тонкое использование цвета, умение кое-где оставлять незаписанную белую бумагу позволяют небу на его акварели смотреться легким, деликатно-голубым, с кое-где белеющими облачками.
Хотя Альберт Николаевич и окончил архитектурное отделение Императорской Академии художеств, а акварелью занимался отдельно, он стал известнейшим акварелистом, одним из основателей Общества русских акварелистов (1880), членом правления (1887–1897), а позднее (1897–1918) его почетным членом. Как и его младший брат Александр, он тонко чувствовал искусство: преподавал в Академии художеств с 1885 года, с 1894 по 1905 – член ее Совета. Наконец, с 1895 – хранитель Русского музея императора Александра III. При этом сумел проявить себя и на чиновничьем поприще: с 1897 года – инспектор по художественной части Департамента торговли и промышленности, с 1918 назначен заведующим Музея прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности, участвовал в создании Музея природы северного побережья Невской губы.

другие работы автора