Прощание Гектора с Андромахой
Патрон шедевра
Лосенко Антон (1737-1773)
Прощание Гектора с Андромахой
1773
Размер - 48,3 x 63,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4052
Приобретено Советом галереи у Н.С. Гаврилова. 1917
«Прощание Гектора с Андромахой» – последняя работа А.П. Лосенко, в которой наиболее полно проявились высокие профессиональные способности художника как мастера композиции, рисовальщика и живописца. На эскизе картины разрабатывается сюжет из поэмы Гомера «Илиада» и представлен эпизод легендарной Троянской войны.
Главный герой полотна – Гектор, старший сын троянского царя Приама и его жены Гекубы. Он прославился на десятом году войны, когда, выделяясь среди юношей силой и геройством, он возглавил боевые действия войска троянцев. Несмотря на предсказание о поражении и гибели родного города, возможное рабство своей семьи, Гектор остается верным гражданскому долгу и отправляется на неравный бой с ахейцами.
Сцена прощания Гектора перед битвой, принесшей ему гибель, относится к самым патетичным местам гомеровского эпоса. Образ главного героя у Лосенко представляет собой синтез благородных человеческих качеств. Он – любящий отец, хранитель семьи и защитник государства, готовый пожертвовать жизнью во имя спасения своего народа.
Действие сюжета разворачивается на площади города Трои. Высокая аркада с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление величия архитектурного пейзажа, на фоне которого вершится трагедия.
Исторический жанр, пронизанный драматическими настроениями, раскрывал перед зрителем мир сильных чувств и благородных страданий человека. Поэтому, обратившись к античному эпосу, Лосенко задался целью продемонстрировать проявление силы и красоты человеческих эмоций, что было характерно для творений эпохи классицизма.
Позы и лица персонажей на эскизе отличаются от их окончательных типажей на большеформатном полотне. Лосенко уподобляет образы главных героев классическим идеалам. Андромаха представлена художником в позе девы Марии, которая нежно обнимает своего младенца и, взирая с опаской, думает о его судьбе. Прототипом для лица и фигуры Гектора служили статуи греческих атлетов.
В момент прощания и клятвы Гектора окружают воины и сограждане, которые устремлены к главному герою жестами и взглядами. Большой удачей Лосенко как живописца стал чернобородый воин с копьем, стоящий в глубине группы. Идейным персонажем картины является плачущая служанка – ранимая женщина, трогающая зрителя своей добротой и искренностью переживаний.
В собрании Третьяковской галереи находится незавершенная картина А.П. Лосенко, написанная на основе разработанного эскиза.