«Прощание Гектора с Андромахой» – последняя незавершенная работа А.П. Лосенко, в которой наиболее полно проявились высокие профессиональные способности художника как мастера композиции, рисовальщика и живописца. Сюжет картины заимствован из поэмы Гомера «Илиада» и представляет эпизод легендарной Троянской войны. Главный герой полотна – Гектор, старший сын троянского царя Приама и его жены Гекубы. Он прославился на десятом году войны, когда, выделяясь среди юношей силой и геройством, возглавил боевые действия войска троянцев. Несмотря на предсказание о поражении и гибели родного города, возможное рабство своей семьи, Гектор остается верным гражданскому долгу и отправляется на неравный бой с ахейцами.
Сцена прощания Гектора перед битвой, принесшей ему гибель, относится к самым патетическим местам гомеровского эпоса. Образ главного героя у Лосенко представляет собой синтез благородных человеческих качеств. Он – любящий отец, хранитель семьи и защитник государства, готовый пожертвовать жизнью во имя спасения своего народа.
Действие в картине происходит на площади города Трои. Высокая аркада с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление полного величия архитектурного пейзажа, на фоне которого разворачивается трагедия.
Исторический жанр, пронизанный драматическими настроениями, раскрывал перед зрителем мир сильных чувств и благородных страданий человека. Поэтому, обратившись к античному эпосу, Лосенко задался целью продемонстрировать проявление силы и красоты человеческих эмоций, что было характерно для творений эпохи классицизма.
Композиция произведения ясная и уравновешенная. Фигура Гектора помещена в центре живописного полотна и выделяется эффектной позой и торжественным жестом. Главное положение воина подчеркивают развевающийся красный плащ – гиматий. А гордо поднятая голова и устремленный вверх взгляд указывают на искренность его чувств. Гектор произносит слова клятвы. При этом широким жестом левой руки он обращается к троянцам, а правой дотрагивается до своего сына, младенца Астианакса, сидящего на руках матери. Жена Гектора Андромаха не безучастна к происходящему. Склоняясь к мужу, она предчувствует несчастье, умоляет пожалеть ее и сына, но вместе с тем исполнена гордости за его отвагу, бесстрашие и готовность к самопожертвованию.
В собрании Третьяковской галереи находится
одноименный эскиз к картине меньшего формата того же года. Картина Лосенко является шедевром исторической живописи русской школы ХVIII века.