Гомеопатия, взирающая на ужасы аллопатии
Патрон шедевра
Бейдеман Александр (1826-1869)
Гомеопатия, взирающая на ужасы аллопатии
1857
Размер - 66,2 x 78,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1795
Приобретено П.М.Третьяковым
Картина посвящена необычной для художественных произведений теме – противостояния традиционной медицины - Аллопатии с нетрадиционной – Гомеопатией. Живописец с юмором высмеивает рьяных хирургов и лекарей, слишком увлеченно применяющих все накопленные традиционной медициной методы – ампутацию, уколы, микстуры, порошки. Окруженный рыдающим семейством больной едва жив, в проеме двери уже грезится силуэт скелета, намекающий на скорый исход. Симпатии Бейдемана всецело на стороне исполненного достоинства, взирающего на эти ужасы основоположника гомеопатии Самуэля Христиана Фридриха Ганемана (1755–1843), у ног которого на скрижалях написан по-латыни его девиз: «Подобное лечится подобным». Величественно и окружение немецкого доктора-гомеопата – царственно облаченный в красные драпировки древнегреческий бог врачевания Эскулап со своими дочерьми – богинями Гигиеной и Панацеей. Венчается композиция фигурой богини правосудия Фемиды и проступающим за ней словно фреска могущественным профилем верховного олимпийского бога – Зевса. Своеобразна стилистика картины, сочетающая высокопарный слог аллегории с сатирой. Живописец соединяет в одном произведении формы академического классицизма и иронию, свойственные журнальной графике 1840–1850-х годов и полотнам Павла Федотова, с которым Бейдеман был дружен.
В творчестве Бейдемана сочетание высокого и приземленного неслучайно, оно продиктовано многообразием его увлечений и разносторонностью круга общения. Сын греческого торговца, Александр Бейдеман обучался в Императорской Академии художеств у Т.А. Маркова и К.П. Брюллова, став впоследствии академиком исторической живописи и получив звание ректора. В молодые годы во время первой поездки в Париж Бейдеман познакомился с А.П. Боголюбовым и И.С. Тургеневым. Тогда же, увлекшись идеями А.И. Герцена, Бейдеман создал эскиз обложки первого революционного журнала «Колокол», издававшегося в Англии. Его сочувственное отношение к вольнодумию нашло отражение в многочисленных рисунках для альбома карикатур сатирического журнала «Ералаш». Примечательным фактом биографии Бейдемана явилось сотрудничество с братьями Жемчужниковыми и А.К. Толстым, совместно выступавшими в печати под псевдонимом «директор пробирной палаты Козьма Прутков».