Бейдеман Александр (1826-1869)
Всем скорбящим помощница
Вторая половина 1860-х (?)
Размер - 58 x 25
Материал - железо
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1796
Приобретено П.М. Третьяковым у В.И. Сахновской. 1885
Икона работы Александра Бейдемана «Всем скорбящим помощница» выполнена на металле и относится к типу Богоматери «Всех скорбящих радость». Богородица в такой иконографии изображается в сиянии мандорлы, в окружении ангелов и просящих у нее помощи людей. Левой рукой она, как правило, держит младенца Христа. В верхней части иконы обычно присутствует изображение Господа Саваофа или Троицы Новозаветной. Белый голубь в огненном сиянии символизирует Святой Дух.
Образ был прославлен в ХVII веке в Москве в церкви Преображения Господня или церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. К 1683 году относится первое упоминание об иконе типа «Всех скорбящих радость», написанной придворным живописцем Иваном Безминым. Исследователи считают, что ее иконография не получила единой схемы и может существовать во множестве вариантов. Складывалась она на протяжении всего ХVII века. Однако изображение страждущих, которым Ангел на иконе работы Бейдемана помогает донести свои мольбы до слуха Богородицы, появляется только после прославления образа как чудотворного в 1688 году. Оно связано с исцелением Евфимии Папиной, сестры Патриарха Московского Иоакима. По преданию, тяжелобольная женщина однажды услышала голос Богородицы. Дева Мария сказала, что в храме Преображения Господня есть чудотворная икона, и если священник отслужит молебен с этой иконой дома у больной, она сразу же исцелится. Женщина так и поступила и обрела здоровье. С той поры, по преданию, святой образ принес еще множество исцелений.
На иконе работы Бейдемана по сторонам от Богоматери располагаются два склоняющихся к ней Ангела со свитками. Они ходатайствуют перед Девой Марией о людях, молящихся ее образу. На первом свитке надпись: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистыя Дево». На втором: «Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, твои бо есмы рабы». Это цитата одного из кондаков (молитв, хвалебных песнопений) иконе Богородицы.
В картуше (свитке с надписью) на более ранней, прославленной в 1688 году иконе «Всех скорбящих радость» содержится текст другого кондака Богородице. Он практически совпадает со словами, вырезанными на деревянном киоте иконы работы Бейдемана.
Образ «Всем скорбящим помощница» и его киот, предположительно, происходят из храма Воздвижения Креста Господня при Ливадийском дворце, где Александр Бейдеман работал над росписью и созданием икон в 1864–1866 годах. В Центральном государственном архиве кино- и фотодокументов Санкт-Петербурга сохранилась фотография алтарной части храма (1885), где подобный киот хорошо различим. Поскольку в 1885 году эта икона в киоте уже была приобретена Павлом Третьяковым у В.И. Сахновской, можно предположить, что в Ливадийском храме находилась авторская копия иконы и киота.