Раев Василий (1808-1871)
Блаженный Алимпий (Алипий) Печерский и ангел
1852
Размер - 85,3 x 62
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-927
Приобретено у Н.Н. Монастырской, Ленинград. 1980
Василий Раев происходил из семьи крепостных крестьян. По решению помещика, который заметил талант юноши, он прошел обучение в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина. Затем продолжил его в Императорской Академии художеств у известного пейзажиста М.Н. Воробьева. Когда в 1845 году при Академии было учреждено Мозаичное заведение, Раев решил заняться мозаикой. После участия в оформлении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге посвятил себя религиозной живописи. В это время была написана картина, на которой представлен знаковый эпизод из жития Преподобного Алипия Печерского.
Святой Алипий Печерский – первый именованный древнерусский живописец, мозаичист и ювелир конца XI века. Точные даты его жизни и смерти не сохранились. Известно, что он прошел обучение у греческих мастеров. Жил и работал при монастыре Киево-Печерской лавры, где слыл лучшим иконописцем. По преданию, Алипий исцелял больных и безвозмездно писал чудотворные образы. Современники верили, что его рукой водил сам Господь.
Перед самой смертью старец взялся за создание лика Божьей Матери. Он задумал закончить икону к празднику Успения Богородицы, но слег из-за болезни и не смог работать. Тогда к нему на помощь пришел Ангел, который закончил начатую им икону за три часа. Он же принял душу преподобного Алипия после его кончины. Этот захватывающий эпизод чудесного явления и представлен на картине.
Озаренный сиянием посланник небес нежно касается кистью доски, где изображено «Успение Пресвятой Богородицы». Рядом с ним, по аналогии с иконографическим сюжетом, на смертном одре, представлен и сам Алипий. У изголовья кровати святого старца устроен алтарь с большим крестом. Похожий массивный крест лежит на его груди как символ глубины его веры. В молитвенном жесте Алипий наблюдает за деяниями ангела, окруженного ореолом небесного света. Свидетелями священнодействия предстают святые, которые из полумрака взирают на происходящее с икон, расставленных по периметру монастырской кельи.
Картина из собрания Третьяковской галереи является редким примером станковой масляной живописи Раева на религиозный сюжет.