Раев Василий (1808-1871)
Рим вечером. Вид на замок Св. Ангела и собор Св. Петра
1843 г.
Размер - 62,1 x 80,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.249
Приобретено П.М. Третьяковым у И.В. Васильева. 1884
Василий Егорович Раев происходил из семьи крепостных крестьян. Благодаря содействию хозяина, помещика Л.И. Кушелева, он прошел обучение в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, а затем и в Императорской Академии художеств, где состоял учеником в классе пейзажной живописи у М.Н. Воробьёва. После ходатайства членов Общества поощрения художников В.Е. Раев получил вольную. А в 1842 году на средства Василия Алексеевича Петровского уехал в Италию для продолжения обучения.
В первой половине XIX века в мире существовал настоящий культ Италии, которая почиталась как колыбель европейской культуры и классического искусства. В эту страну за знаниями и впечатлениями стремились многие творческие личности, в числе которых самыми восприимчивыми были художники. Изучая памятники архитектуры, скульптуры и живописи, они учились высокому стилю и мастерству творцов Древнего мира.
Маршрут ознакомления с величайшими достижениями Античности и эпохи барокко начинался в столице. В Риме В.Е. Раеву посчастливилось снять квартиру с видом на главную святыню Вечного города. «Лежа на постели, я всегда видел храм Св. Петра, освещенный солнцем», – вспоминал художник. Этот пейзаж из окна и предстает перед зрителем.
В своей картине «Рим вечером…» Раев сумел отразить завораживающую таинственную атмосферу древнего города на закате солнца. Композиционным центром большого живописного полотна стал величественный купол собора Святого Петра – духовный символ Рима. Слева от него виден мавзолей императора Адриана, так называемый замок Святого Ангела, который в XIV веке был превращен в суровую крепость. На переднем плане картины изображена река Тибр, стоящие у берега лодки и подходящие к воде поросшие зеленью остатки стены с гигантской аркой-порталом. Живописные развалины служат напоминанием о богатом историческом прошлом итальянской столицы.
Картина из собрания Третьяковской галереи является редким ранним образцом пейзажной живописи художника, который в зрелом возрасте всецело посвятил себя религиозной теме.